ГЛАВНАЯ

80 тенге не спасут?

На все вопросы ответит тендер

Затягивание решения вопроса о повышении проезда в общественном транспорте до 80 тенге в очередной раз показывает, что согласие между перевозчиками и акиматом в Рудном так и не достигнуто…

pic.alt

Фото: фотки.ру.      В лучшие времена, в Рудном насчитывалось более 400 автобусов. Осталось около 200 единиц. Только в прошлом году более 50-ти единиц владельцы сдали в металлолом, и ушли из перевозок

В редакцию «Хорошего Дела» вновь обратилась группа водителей автобусов, сообщающих о бедственном положении на рынке перевозок. Месседж водителей понятен. Подавляющее большинство из них работают в фирмах-перевозчиках на собственной технике по договору о совместной деятельности. Оплачивая фирме фиксированную суточную ставку, далее водители работают на свой карман.

А вот с доходами, по их словам, в данный момент проблемы. Тариф в 60 тенге был принят в 2016 году. С тех пор цены взлетели на все: горючее, резину, запчасти. Чтобы остаться хотя бы на плаву – необходимо поднять проезд до 80 тенге…

Нет смысла приводить все доводы водителей. Мы подробно останавливались на теме перевозок, предоставляя слово, как представителям фирм-перевозчиков, так и организатору перевозок – городскому отделу ЖКХ. В ходе этого диалога через «ХД» наметилась одна серьезная проблема. Взаимопонимания, как такового, между перевозчиками и акиматом, нет. Разногласия даже стали предметом судебных споров. Напомним, в исках отдела ЖКХ к перевозчикам о расторжении договоров было отказано. Единственное, на чем сошлись стороны – это необходимость повышения стоимости проезда…

Вот только вопрос этот уже долгие месяцы находится на согласовании, хотя перевозчики обратились с заявкой еще в прошлом году. Если учесть эмоциональную составляющую этой меры, то задержка со стороны власти вполне понятна. Социальный фактор никто не отменял. Населению, то есть потенциальным пассажирам, наплевать на экономические выкладки и прочие обстоятельства. Им нужен комфорт, соблюдение интервалов движения, и низкий тариф, не бьющий по семейным кошелькам. В итоге, получается замкнутый круг.

Но, в данной ситуации хотелось бы обратить внимание именно на цену вопроса. Спасет ли перевозчиков стоимость проезда в 80 тенге? Улучшит ли это качество перевозок? Решит ли системные проблемы этого сегмента рынка? Ответ однозначный – не спасет. Достаточно обратиться к расчетам перевозчиков, сделанным согласно утвержденным методикам.

По факту, уже в 2017 году себестоимость проезда в Рудном составляла 115 тенге. В 2018 году – 162 тенге. В начале года в методике расчета профильным министерством были произведены изменения. Был снижен коэффициент рентабельности (с 25 до 15 процентов – авт.). Но даже после этих изменений себестоимость проезда в Рудном с начала 2019 года составила – 146 тенге!

Можно предположить, что большинству читателей эти расчеты могут показаться некорректными, поскольку сделаны самими перевозчиками. Но дело даже не в цене вопроса, а в том, что пассажирские перевозки поставлены на грань выживания по всему Казахстану.

Тема стала широко обсуждаться после январской трагедии в Актюбинской области, когда сгорел маршрутный автобус. При пожаре погибло 52 человека. Тогда сферу регулярных пассажирских перевозок взяли на особый контроль. С 22 января (трагедия произошла 18 января – авт.) по 18 февраля по всему Казахстану было проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус».

В Союзе автотранспортников Казахстана после трагического случая заявили, что отсутствует реальный контроль на дорогах – никто не проверяет соблюдение режима труда, отдыха, свидетельства на маршрут. Генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев отметил необходимость вернуться к лицензированию перевозок и пресекать деятельность компаний, которые не могут гарантировать безопасность при перевозках…

В начале февраля проблемы в сфере регулярных перевозок были озвучены Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Так, заместитель председателя правления Палаты Ельдос Рамазанов заявил, что проблемы казахстанских перевозчиков связаны с отсутствием стабильного субсидирования. По его словам, в отрасли наблюдается высокий износ автопарка. Из порядка 12 тысяч автобусов по стране физически изношено около 60 процентов. При этом автопарк ежегодно обновляется лишь на 3-5 процентов, вместо необходимых 20-ти.

«Не исключаются и такие моменты, как рост цен на горюче-смазочные материалы, запчасти, в связи с чем отрасль стала убыточной и не развивается. Казахстанские перевозчики накопили огромные долги и зачастую уже не способны обслуживать население. Такая ситуация складывается как у частных, так и муниципальных парков», - заявлял Рамазанов еще в феврале прошлого года.

В «Атамекен» пришли к выводу, что отрасль не способна обновлять автопарк, регулярные перевозки находятся под угрозой срыва. Это, в свою очередь, приведет к сбою в работе промышленных предприятий и нанесет серьезный ущерб экономике страны.

«Если полагаться на тот же международный опыт, большинства развитых стран - общественный транспорт субсидируется государством. У нас субсидируются перевозки лишь в семи регионах (Алматы, Алматинская, Акмолинская, Павлодарская, Кызылординская области, ВКО, СКО) из 16, и то лишь частично. Хотя имеется вся необходимая нормативно-правовая база. Данная ситуация не приемлема для развития пассажирских перевозок», - сообщил Рамазанов.

Он отметил, что «Атамекен» неоднократно поднимал этот вопрос на правительственном уровне. По поручению первого заместителя премьер-министра РК Аскара Мамина разработали Комплексную программу развития пассажирских автобусных перевозок, которая находится на рассмотрении в Правительстве. В программе предусмотрено субсидирование в полном объеме.

«Бизнес готов взять на себя обязательства по повышению прозрачности, увеличению казсодержания через механизм «связанных субсидий», что даст тысячи рабочих мест и десятки миллиардов тенге налогов и, самое главное, обеспечит безопасность. Добавлю, что уже имеется положительный опыт – это применение электронного билетирования (Алматы, Астана и Караганда), GPS-треккеров (в большинстве регионов) и автоматических счётчиков пассажиров, что обеспечивает финансовую прозрачность и повышение качества услуг пассажирам», – сказал Рамазанов.

В «Атамекене» пришли к выводу, что необходимо разработать отдельную государственную программу развития автомобильного транспорта, которая даст толчок в правильном, качественном и безопасном развитии отрасли…

Позднее на уровне правительства была принята комплексная программа по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы. А вот насколько она эффективно реализовывается, можно видеть по отчетам чиновников, которые можно найти в свободном доступе. Приведем некоторую информацию из приложения к письму Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК от января 2019 года. Информация касается реализации комплексной программы по итогам четвертого квартала 2018 года.

Итак, по пунктам 1-3 комплексной программы:

«На сегодняшний день тариф на регулярные городские перевозки пассажиров в областных центрах Республики в среднем составляет 80 тенге, в городах Астаны и Алматы введен дифференцированный тариф, в зависимости от способа оплаты и при оплате проездным документом составляет 90 и 80 тенге, а в случае оплаты наличными 180 и 150 тенге соответственно. При этом средний расчетный тариф по Казахстану составляет порядка 150 тенге.

В связи с тем, что установленные тарифы в целом не покрывают затрат перевозчиков, местными исполнительными органами за 2018 год выделено 15 миллиардов тенге из местного бюджета для субсидирования убытков перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Так, в 2018 году местными исполнительными органами городов Алматы и Астаны выделено 3 и 9,2 миллиардов тенге соответственно, что составляет 81 процент от общего объема субсидий. Кроме того, акиматами Актюбинской, Алматинской и Атырауской областей субсидий в 2018 году не выделялось.  

Однако выделенных средств по-прежнему недостаточно для полного покрытия расходов перевозчиков и существует риск банкротства ряда предприятий, что повлечет остановку обслуживания действующих маршрутов».

По пункту 4 Комплексной программы:

13 июля 2018 года, постановлением Правительства Республики Казахстан №426 АО «БРК-Лизинг» предоставлен кредит на сумму 13 миллиардов тенге, предусмотренный Законом Республики Казахстан от 27 апреля 2018 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы» по бюджетной программе 241 «Кредитование АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» с последующим кредитованием АО «БРК-Лизинг» через АО «Банк Развития Казахстана» по реализации в лизинг автобусов, тракторов и комбайнов в рамках поддержки отечественных производителей автобусов, комбайнов и тракторов».

По информации АО «НУХ «Байтерек» в настоящее время в рамках Программы льготного лизинга открыто финансирование проектов по обновлению автобусного парка в городах Атырау на 100 единиц, Семей на 170 единиц и Шымкент на 300 единиц, а также утверждены индикативные условия финансирования по обновлению автобусного парка в городах Алматы на 44 единицы, Актау и Жанаозен на 70 единиц.

Вместе с тем, на сегодняшний день Министерством ведется работа по утверждению Финансово-экономического обоснования по увеличению уставного капитала АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» с последующим увеличением уставного капитала АО «БРК-Лизинг» через АО «Банк Развития Казахстана» на сумму 35 миллиардов тенге в 2019 году, для реализации в лизинг автобусов, тракторов и комбайнов в рамках поддержки отечественных производителей автобусного и сельскохозяйственного машиностроения».

Согласно пункту 6 Комплексной программы:

«Министерством ведется работа по формированию пакета поправок о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, предусматривающих развитие систем электронного билетирования пассажиров, определение ответственности и обязательств операторов систем электронного билетирования пассажиров, усовершенствование методики тарифообразования и механизмов субсидирования социально значимых маршрутов, детализацию ответственности организаторов и перевозчиков регулярных автобусных маршрутов в типовом договоре».

По пункту 8 комплексной программы:

«В целях исключения человеческого фактора, сокращения сроков, обеспечения прозрачности процедур выдачи Свидетельств на обслуживание регулярных внутриреспубликанских и международных  маршрутов Министерством разработан механизм позволяющий: определять перевозчиков на международные маршруты на конкурсной основе; цифровизировать процедуру проведения конкурса путем создания единого портала для местных исполнительных органов (МИО) по аналогу с порталом государственных закупок; законодательно установить необходимость создания в МИО операторов с возложением на них функций по разработке и совершенствованию маршрутной сети, диспетчеризации маршрутов, внедрения электронной системы оплаты проезда (опционально), выступать в качестве гаранта на закуп автобусов (опционально); исключить механизм создания комиссии по рассмотрению и оценке конкурсных предложений; исключить механизм создания предконкурсной комиссии и проведения поверок конкурсных предложений; сократить количество представляемых документов перевозчиком до документа на производственно-техническую базу. Перевозчик будет вводить в портал только VIN код автобусов и ИИН водителей. Остальные данные портал будет подтягивать с других систем».

По пункту 12 Комплексной программы:

«Местными исполнительными органами не предоставлена развернутая информация о принятых мерах»…

Как видите, уважаемые читатели, проблема не только в рудненских перевозчиках, которые не хотят улучшать качество услуг и обновлять автопарк. При этом решение большей части вопросов возложено на местные исполнительные органы, которые должны работать в тесной связке с перевозчиками, будь то муниципальными или частными.

Вот только взаимопонимания пока не наблюдается, а сама программа на местах действует с большой пробуксовкой. Скорее всего, ответы на все вопросы даст очередной конкурс по пассажирским перевозкам, который в Рудном должен состояться в 2020 году. Уповать на какие-то глобальные улучшения вряд ли стоит. Главное – не потерять то, что есть. Надеемся, что регулярные пассажирские автобусные перевозки в Рудном не постигнет судьба Житикары и Лисаковска. Там их уже не существует. В области осталось лишь два города с регулярным автобусным сообщением – это Костанай и Рудный.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×