ГЛАВНАЯ

Акимат судится с перевозчиками

К чему приведет противостояние?

Ситуация, складывающаяся вокруг пассажирских перевозок в Рудном, если сказать мягко, от идеальной далека как никогда. Более того, наметилось очередное противостояние между перевозчиками и акиматом в лице городского отдела ЖКХ…

pic.alt

Фото: из архива «ХД».      Перевозчики с февраля прошлого года требуют повысить стоимость проезда до 80-ти тенге

После выхода статьи «Где вы, перевозчики…» (№3 от 16.01.2019г. – авт.), в которой руководителем городского отдела ЖКХ Олжасом Умурзаковым была озвучена информация о попытках акимата создать альтернативу действующим перевозчикам, в редакцию обратилась представитель ТОО «Рудныйавтотранс» Ботагоз Бопатаева, рассказавшая свое видение ситуации.

По словам Бопатаевой, если проблемы, стоящие перед перевозчиками, не будут решены в ближайшее время, то легальные регулярные пассажирские перевозки в Рудном, как вид деятельности, могут полностью исчезнуть. А провоз будет осуществляться таксистами-бомбилами и перевозчиками-однодневками, не имеющими производственных баз и технического персонала.

Это подтверждается и тем, что в Рудном, практически, остался один перевозчик – ТОО «Рудныйавтотранс». А вот у ТОО «Транс-Экспресс-Сервис» серьезные проблемы. Предприятие обслуживает всего два маршрута из трех, выигранных по итогам конкурса. Маршрута №27 на сегодняшний день просто нет. Да и на обслуживаемых 1 и 13 маршрутах серьезные проблемы с соблюдением интервалов и наличием техники. Более того, база ТОО выставлена на продажу. К слову, мы связались с руководителем ТОО «Транс-Экспресс-Сервис» Лилией Вычугжаниной, которая согласилась рассказать о проблемах, поставивших предприятие на грань банкротства. Об этом в ближайших номерах «Хорошего Дела». А пока вернемся к позиции ТОО «Рудныйавтотранс».

Собственно, о проблемах в сфере пассажирских перевозок говорится уже не первый год, как и о возможных транспортных коллапсах, ожидающих рудничан. Что же случилось на этот раз?

- На сегодняшний день регулярные городские маршруты, закрепленные за ТОО «Рудныйавтотранс», обслуживаются 105-ю автобусами, что соответствует условиям договора на право обслуживания пассажиров с городским отделом ЖКХ.

Наличие специализированной производственной базы и технического персонала позволяло до настоящего времени справляться с возложенными на ТОО обязанностями. При этом допускались отдельные случаи сбоев в регулярности движения автобусов, но они неизбежны в такой сложной, и зависящей от многих факторов, деятельности, - пояснила Бопатаева. – Но проблемы становятся все сложнее. К примеру, перевозчики Рудного изначально поставлены в не равные условия к перевозчикам Костаная.

Во-первых, тариф на проезд пассажиров по городским маршрутам в Рудном всегда традиционно ниже, чем по Казахстану, и даже чем в Костанае, где пассажирооборот и доходность перевозок значительно выше. Так, в Рудном тариф в 45 тенге держался до мая 2016 года, тогда как в Костанае он уже с начала 2015 года был 60 тенге. В настоящее время проезд в Костанае с 2017 года уже 80 тенге, тогда как в Рудном все еще 60 тенге. Сегодня в Костанае льготный тариф для пенсионеров составляет 70 тенге, что выше общего тарифа в Рудном.

При этом акимат Костаная дотирует перевозчикам льготный проезд всех категорий населения, и начал субсидирование перевозок на социально-значимых маршрутах. Но акимат Рудного, видимо, о таких формах поддержки перевозчиков даже не знает. Как видимо, не знает и о том, кто обязан организовывать билетирование пассажиров, и обеспечить перевозчиков билетами, упрямо и настойчиво перекладывая свои обязанности на перевозчиков, при этом обосновывая свой отказ в рассмотрении нашего запроса на повышение тарифа из-за, якобы, нашего нежелания организовать билетирование. Тогда как акимат Костаная регулярно повышает своевременно тариф на проезд на основании только предъявленных расчетов, и уже начал внедрение электронного билетирования, выделив для этих целей из бюджета 106 миллионов тенге. Неужели наши чиновники не могут перенять этот опыт?

- Но ведь в 2016 году, когда проводился конкурс, перевозчики сами вышли с такой суммой - 60 тенге. Что не устраивает сейчас?

- С 2016 года цены выросли практически на все: дизтопливо, резина, запчасти. Тяжелое финансовое состояние приводит к тому, что многие водители просто уходят с рынка. К нам еще 14 сентября обратилось около 50-ти водителей, работающих на городских маршрутах по договору о совместной деятельности, с требованием содействия в повышении тарифа на перевозку пассажиров до 80 тенге в связи с финансовыми трудностями.

Ранее мы неоднократно с аналогичными предложениями и требованиями обращались в акимат, предоставляли необходимые расчеты. Причем, расчеты проводились согласно утвержденной профильным министерством методике. По факту, уже в 2017 году себестоимость проезда составляла 115 тенге. В 2018 году - 162 тенге. В начале 2019-го - 146 тенге. Объясню, почему произошло снижение. Поменялась методика расчета, если раньше коэффициент по рентабельности составлял 25 процентов, то с этого года его уменьшили до 15-ти процентов.

Однако наши предложения не то что не были приняты, а даже не были рассмотрены с нашим участием. Как же перевозчик в таких условиях может обновлять подвижной состав, а это одно из главных требований акимата? В такой ситуации даже содержание имеющегося сегодня автотранспорта является большой проблемой. Вдобавок к этим проблемам, связанным с содержанием транспорта, добавляются и постоянные увеличение затрат предприятия на теплоэнергию, электричество, воду, тарифы на которые растут систематически. В итоге, водители просто сдают технику в утиль. Но, пожалуй, не менее важная проблема - это специфика перевозок в Рудном.

- Что вы имеете в виду? Насколько я помню, раньше разговоры о специфике перевозчиками не поднимались.

- Практически мы осуществляем два вида перевозок. Это обслуживание города, и обслуживание АО «ССГПО». В городские маршруты включены маршруты завоза работников объединения на рабочие места в промышленную зону. В связи с эти в Рудном движение автобусов с пассажирами начинается в 5 утра, и заканчивается, практически, в 2 ночи, при этом половина маршрута - проезд порожняком. Тогда как в Костанае движение автобусов начинается в 7 утра и заканчивается в 22 часа при полной загруженности автобусов пассажирами.

При этом маршруты в промзоне проходят внутри отдельных подразделений, порой приходится делать несколько остановок во внутренней территории, преодолевая контрольные пункты, проходя процедуру досмотра салона автобуса, на что расходуется рабочее время водителя. К тому же движение автобусов по территории подразделений комбината проходит в условиях, чреватых ДТП из-за неупорядоченного движения технологического транспорта и работников предприятия по проезжей части, не соответствующей требованиям для проезда пассажирского транспорта. Что уже говорить о состоянии дорог в промзоне, о чем неоднократно сообщалось перевозчиками в акимат города.

Из-за такого графика движения автобусов ТОО вынуждено работать практически круглосуточно с привлечением расширенного штата работников. Достаточно сказать, что штатная численность механиков КТП для досмотра автобусов составляет 4 человека, диспетчеров – 5 человек, медицинских работников – 3 человека, тогда как аналогичные предприятия Костаная ограничиваются 2-3 специалистами. А это дополнительные затраты.

Более того, мы испытываем проблемы не только с подвижным составом. На сегодняшний день в Рудном остро ощущается дефицит квалифицированных водителей с категорией «Д». Подтверждением этого является тот факт, что ТОО также ощущает острый дефицит водительских кадров даже на междугородние маршруты, считавшиеся ранее элитными и высокооплачиваемыми. У нас уже 5 автобусов простаивают без закрепленного водительского состава. И этот процесс будет угрожающе расти.

- Вы пытались обсуждать эти проблемы с представителями акимата, АО «ССГПО»?

- Выходили, и неоднократно. Но вместо конструктивного обсуждения сложившейся ситуации со всеми заинтересованными лицами 31 октября прошлого года акимат устроил разнос представителям нашего ТОО, и пригрозил расторжением договора в одностороннем порядке. При этом факс о проведении совещания пришел на предприятие в половине десятого, а в акимат нужно было прибыть в 11 часов - без предварительного уведомления, без объявления повестки совещания и списка участников. В итоге, в совещании, которое вел заместитель акима Ескатов, приняли участие 6 представителей АО «ССГПО» во главе с вице-президентом Алькеновым.

И это называется решение «актуального вопроса», как была обозначена ситуация Алькеновым?

- А что послужило причиной для совещания?

- У нас произошел срыв на 12-ом маршруте. При этом, чтобы нарушение договора считалось существенным, как требуют нормативы, невыход на маршрут должен составлять 70 процентов. Но это не помешало Ескатову принять решение о заключении договора на оказание услуг по перевозке на 12 маршруте с ТОО «ТрансРудныйАвто», хотя по итогам конкурса и заключенному договору, который никто не расторгал, этот маршрут обслуживается нами.

Я считаю, позиция акимата обусловлена тем, что они намерены исключить из участия в городских перевозках ТОО «Рудныйавтотранс», и для этого ими неприкрыто используются различные приемы и методы. Одним из них является использование при любом удобном случае авторитета и возможностей АО «ССГПО». Опять же, отделом ЖКХ в СМЭС были подан иск об одностороннем расторжении договора. В первой инстанции ЖКХ отказали. Они подали апелляцию, уже совместно с прокуратурой. Я не понимаю, чего они добиваются? Исключение ТОО «Рудныйавтотранс» из городских перевозок, а фактически, и прекращение существования специализированного автотранспортного предприятия, на перевозках скажется отрицательно. Никакие ТООшки или ИПшки, которые из собственных меркантильных интересов желает «родить» акимат города, не имеющие ни собственных производственных баз, ни квалифицированного персонала, не смогут равноценно заменить специализированное предприятие.

Сегодня по Казахстану идет тенденция по укрупнению автотранспортных предприятий, и созданию крупных коммунальных предприятий по перевозке пассажиров. И только в Рудном перспективу видят совершенно в обратном. Но главное в том, что акимат живет сиюминутными ожиданиями, и не просчитывает последствия от своих шагов в дальнейшем.

- С проблемами разобрались. У вас есть какое-либо видение их решения?

- Конечно, мы его неоднократно озвучивали. Во-первых, в кратчайший срок утвердить тариф на проезд в размере 80 тенге. Во-вторых, производить перевозчикам на регулярной основе дотирование льготного проезда всем категориям пассажиров, а также предусмотреть и проводить субсидирование на социально-значимых маршрутах, в том числе и доставку работников АО «ССГПО» к рабочим местам. В-третьих, ввести электронное билетирование, используя опыт Костаная. И, в-четвертых, пересмотреть схему движения автобусов, протяженность маршрутов и расписание движения автобусов с учетом предложений перевозчиков и жителей города. И главное, внести изменения в схему маршрутов, на которых осуществляется доставка работников АО «ССГПО» к рабочим местам, исключив из них заезды автобусов на территории подразделений, что позволит водителям сократить время в пути, снизить износ автобусов и исключить вероятность ДТП с участием автобусов на территории частного лица.

Что же, позиция перевозчика понятна, хотя, некоторые моменты весьма спорны, а некоторые и вовсе смахивают на ультиматум. В любом случае, решать проблемы необходимо организатору перевозок и подрядчику, и желательно совместно.

Учитывая позицию ТОО «Рудныйавтотранс», мы вновь обратились к руководителю городского отдела ЖКХ Олжасу Умурзакову, чтобы выяснить, как в акимате оценивают ситуацию, какой выход из нее видят, и на каких условиях готовы договариваться с перевозчиками. Об этом в следующем номере «ХД».

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×