ГЛАВНАЯ

Без риска для жизни

Эксперт Валерий Коновалов о том, как сделать дороги Рудного безопаснее

Герой нашей статьи Валерий Коновалов много лет самостоятельно ведет анализ ДТП и в целом ситуации на дорогах города, написал ряд исследовательских работ, выдвинул массу предложений. Недавно ветеран ОВД снова был приглашен на работу в полицию. И, кажется, именно эксперта с таким опытом там и не хватало, потому что далеко не все нововведения, которые спускают "сверху", стоит внедрять в наших реалиях. Кому-то нужно ставить их под сомнения…

pic.alt

Фото: И.Старикова          В.Коновалов с 2014 года пытается создать В Рудном Центр профилактики ДТП и дорожного травматизма

По данным ООН дорожно-транспортные происшествия ежегодно уносят жизни более миллиона людей по всему миру (1,25 млн.человек), ежедневно на дорогах погибает около 3000 человек и около 100000 человек получают серьезные травмы. Только на территории Рудного в 2021 году произошло 44 ДТП, в которых погибли 9 человек, 37 получили травмы. С начала 2022 года в нашем городе уже произошло ДТП - недалеко от православного храма водитель сбил двух пожилых женщин, они получили ранения. В отдельную категорию полиция выделяет аварии с участием детей и подростков. Так, по данным Департамента полиции Костанайской области, в 2021 году на территории нашего региона зарегистрировано 71 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 7 детей погибли, 70 получили телесные повреждения. Совершено 35 наездов на несовершеннолетних, и только 8 из них - по вине самих детей. В 2022 году уже произошло одно ДТП, в котором ребенок получил травмы. В 2020 году произошло 79 аварий с участием несовершеннолетних, погибли 7 детей, 87 получили травмы.

Не случайно эти данные мы используем в качестве преамбулы к нашей статье, потому как сегодня мы беседуем с человеком, который не просто ведет статистику и анализ ДТП в нашем городе с 2016 года, но также активно выдвигает свои предложения по повышению безопасности рудненских перекрестков и пешеходных переходов. А еще он разработал и успешно применяет на практике во время занятий со школьниками адаптированно-модифицированную программу по изучению ПДД. Программа не имеет аналогов в области.

Валерий Коновалов - подполковник полиции в отставке, который в декабре 2021 года снова был приглашен в органы, в качестве госавтоинспектора группы дорожно-технического контроля отдела административной полиции УП Рудного. Какова его миссия сегодня, и как можно максимально обезопасить наши дороги, основываясь на мировом опыте и наших реалиях, Валерий Михайлович рассказал в своем интервью, но прежде не лишним будет сообщить, чему он посвятил последние двадцать лет своей деятельности.

- Я преподавал в РИИ дисциплину "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий" для студентов специальности "Организация перевозок автомобильного транспорта". Дополнительно проводил научно-исследовательскую работу, результатом которой были публикации в международных сборниках. Больше 15 лет я преподавал также в автошколах Рудного и Костаная. С 2013 по 2018 год, совместно с ветеранами управления полиции, руководил работой комиссии по приему экзаменов по ПДД у курсантов автошкол в регистрационно-экзаменационном отделении УП города Рудного. Сегодня провожу занятия с личным составом управления полиции города по повышению теоретических знаний по ПДД и умений их применять на практике. Отдельной строкой идет моя работа с подрастающим поколением рудничан: с 2013 года по настоящее время работаю в детском воспитательно-оздоровительном комплексе города Рудного, в котором веду кружки для детей 10-14 лет по углубленному изучению правил дорожного движения. Я организовал проведение общегородской акции "Пропусти пешехода" с участием всех школ города Рудного. Дополнительно веду канал на YouTube "ПДД. Разъясним каждому!" по изучению правил дорожного движения школьниками. Мой педагогический опыт внесен в 2020 году в областную методическую базу онлайн-занятий. В 2020 году мне как педагогу дополнительного образования присвоена высшая квалификационная категория. Также был опыт работы на местном телевидении, в программах, направленных на профилактику ПДД, я разбирал отдельно поступающие от рудничан вопросы и обращал внимание на проблемные участки дорог, - рассказал о своей работе Валерий Коновалов.

Большинство обывателей видит причину повышенной аварийности в плохом качестве дорог, но с этим Валерий Коновалов не согласен. Мировой опыт и анализ ДТП в нашем городе показывают, что в 93% случаев авария происходит из-за человеческого фактора. И это не обязательно алкогольное опьянение, или слабые навыки вождения - зачастую плохая видимость, недостающие знаки, неверный скоростной режим и т.д. И все это поддается корректировке. Однако делать это нужно грамотно, основываясь на подробном анализе, а у нас зачастую происходит следующее: случается авария, гибнет человек, на это место "лепят" знак, или "лежачего полицейского". На этом все. Наш собеседник уверен: такие меры малоэффективны.

- Сейчас у меня есть доступ к данным по ДТП, и меня интересует информация, которая зачастую ускользает из официальных рапортов. К примеру, сбили человека. Важно знать, какое было освещение, направление движения пешехода, какая была погода - гололед, снег или дождь. Раньше в полиции не делали анализ ДТП в разрезе 3-5 лет, как правило, просто сравнивается два года - текущий и предыдущий. Хороший анализ на этом не построишь. Я как раз и анализирую ситуацию, делаю выводы, выдвигаю предложения. Также я открыт для диалога, то есть ко мне могут обращаться горожане, делиться своими наблюдениями, предложениями, указывать на недочеты в расположении знаков, разметки, освещения и так далее. Не так давно от одного рудничанина поступило предложение внедрять в Рудном диагональные пешеходные переходы, когда пешеходы имеют дополнительную возможность переходить перекресток наискосок. Это увеличивает продолжительность пешеходной фазы из-за увеличения длины пешеходного перехода. Но в то же время данное решение повышает удобство для пешехода, переходящего по диагонали. Тут нужны дополнительные пешеходные светофоры и диагональная дорожная разметка. Человек предложил сделать диагональным переход в районе рынка "Бак-Бак", однако это опасно, так как диагональные пешеходные переходы могут применяться на слабо загруженных пересечениях при наличии не более двух полос на каждом подходе к перекрестку. По моему мнению, самое подходящее для этого место - перекресток улиц 40 лет Октября-Дзержинского. Но опять же в часы пик, когда утром на комбинат движется много автобусов и вечером обратно, могут быть задержки. Мое мнение: в Рудном нет перекрестков, на которых можно безопасно осуществлять диагональное регулирование пешеходных потоков. Если брать в расчет стандартную схему с двухфазным светофорным регулированием, то диагональные переходы в любом случае проигрывают по задержкам. И если для автомобилей задержки еще приемлемы, то для пешеходов - недопустимо высоки. Высок риск начала движения пешехода на красный сигнал светофора в отсутствии движущихся транспортных средств. Поэтому выше всего безопасность соблюдается на диагональных пешеходных переходах, где высокий поток пешеходов (от 1800 до 3500 пеш/час) и низкий поток транспортных средств, как правило, в больших городах это крупные спальные районы, - говорит Коновалов.

В ходе интервью мы узнали, что от Департамента полиции Костанайской области поступают рекомендации организовать в Рудном подземные и надземные пешеходные переходы. Средства на их строительство требуются немалые, потому с местом нужно определиться, опираясь на все тот же анализ ДТП. По словам Валерия Коновалова, около 80% аварий приходится на три улицы Рудного: Парковую, Ленина и 50 лет Октября. "Лидирует" главная улица города.

- На этих улицах имеются длинные "прогонные" участки - больше 300 метров, и водители на них разгоняются. На Ленина это участок в границах от проспекта Комсомольский до 50 лет Октября, на 50 лет Октября - участок от педколледжа до Парковой. У нас пока что с превышением скорости борются с помощью искусственных неровностей, но как же они мешают водителям! К тому же перед зимой в основном их демонтируют. В идеале проблему решает подземный переход. К примеру, на ул.Ленина можно вообще убрать всех пешеходов: "разгрузить" площадь, также район бывшей "Незабудки", а на пересечении с ул.Гагарина поставить надземный переход. Но это долго, сложно и очень затратно. К тому же любое нововведение нужно внедрять пошагово, и руководствоваться принципом "не навреди". Иначе бюджетные средства можно потратить впустую. В Костанае же есть надземный пешеходный переход, которым никто не пользуется, - отмечает наш собеседник.

Валерий Коновалов приводит в пример Уральск, где местный житель предложил акиму внедрить шведскую программу по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. То, что мы уже сегодня можем из этой программы перенять - это снижение на отдельных участках скоростного режима до 30 км/ч. Коновалов предлагает начать с участка ул.Ленина в границах от проспекта Комсомольский до ул.Марите.

- Либо мы бесконечно тормозим, либо мы едем с одной скоростью, равномерно. Это гораздо безопаснее в плане аварийности. Нужно выделить такие участки на Парковой, где также много аварий. Я еще акиму Гаязову относил предложения по снижению скоростного режима на участке от Гагарина до Горького. Но опять же важен контроль. То есть камеры видеонаблюдения и современные радары. Да, будет много несогласных среди водителей, но я готов проводить с ними встречи, и уверен, что мне удастся их переубедить, у меня есть масса доводов, основанных на анализе ситуации, - добавляет Коновалов.

Нерегулируемый пешеходный переход на перекрестке улиц Ленина и Гагарина - проблемный, и наш собеседник внес Департаменту полиции предложения по минимизации опасных ситуаций на этом участке. Первое: установить дополнительное освещение и нанести разметку "зебра" по линии тротуара. Второе: "перепланировка" движения на этом перекрестке. Что это значит? Со стороны улицы Ленина организовать по улице Гагарина до улицы Парковая движение в одностороннем режиме с постановкой знака 5.5 "Дорога с односторонним движением". Движение по улице Ленина на этом пересечении организовать с помощью знаков 4.1.4 "Прямо и направо". Со стороны улицы Шевченко разрешить движение знаком 4.1.2 "Движение направо". Со стороны улицы Фрунзе на улицу Гагарина организовать движение направо с применением знак 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением". На улице Фрунзе оставить двустороннее движение. Перед выездом на улицу Парковая со стороны улицы Гагарина применить знак 5.6 "Конец дороги с односторонним движением". Со стороны улицы Парковая запретить въезд на улицу Гагарина знаком 3.1 "Въезд запрещен". По улице Парковая в обоих направлениях осуществлять движение только прямо, применив знаки 4.1.1 "Движение прямо".

1-2.jpg

Фото: И.Старикова           Вместо надземного перехода на перекрёстке Ленина – Гагарина Коновалов предлагает организовать до Парковой одностороннее движение

В ходе интервью Валерий Михайлович поделился массой интересных предложений, одно из которых - "шахматные" пешеходные переходы, и их реально внедрить в Рудном уже сейчас. Такие переходы также называют "Z-образными", или разделенными, они применяются в местах, где движение пешеходов происходит по разделительной полосе (бульвару), посредством устройства пешеходных направляющих ограждений, которые обеспечивают движение пешеходов навстречу движению транспортных потоков.

- Такие пешеходные переходы рекомендуется организовать по улице Ленина - в пределах от проспекта Комсомольского до улицы 50 лет Октября. К примеру, нерегулируемый пешеходный переход напротив ЦУМа. Опять же необходимо установить дополнительное освещение - осветить пешеходов на разделительной полосе. А также убрать часть деревьев (у нас там растут яблони) для улучшения обзора водителям и пешеходам вблизи перехода, создав "треугольник видимости". В целом такие переходы позволяют пешеходам всегда держать транспорт в поле зрения, это актуально, когда люди не снимают капюшон, либо надевают наушники,- пояснил Валерий Коновалов.

Валерий Коновалов также показал нам готовую схему реорганизации перекрестка улиц Ленина-Кирова (район бывшего кинотеатра "Дружба" - ред.), поделился вариантами реорганизации перекрестка улиц Парковая и Космонавтов, где, как известно, происходит масса ДТП с участием пешеходов. Есть у эксперта идеи по повышению безопасности перекрестка улиц П.Корчагина и Качарская с помощью разметки. Также разработаны маршруты безопасного проезда к школам.

- Эти и другие решения будут приняты после того, как мы "обсчитаем" поток транспорта и пешеходов на каждом отдельно взятом участке. Обязательно произвести подсчеты утром, днем и вечером, в идеале в разные времена года, в будние и выходные дни. И на основе полученных данных внедрять какие-то изменения в организацию движения. Надеюсь на поддержку волонтеров из Молодежного ресурсного центра Рудного, помочь также могу все желающие рудничане. Все изменения, повторюсь, нужно вводить поэтапно. Если что-то не срастается, отменять, если виден прогресс, стало меньше аварий, значит, нужно совершенствовать нововведения дальше.

Обратиться к Валерию Михайловичу с вопросом, или каким-либо предложением относительно организации дорожного движения можно по телефону: 8 (777) 616-52-61.

Валерий Коновалов рассказал, что с 2014 года пытается создать в Рудном Центр профилактики ДТП и дорожного травматизма. Для этого необходимо объединить усилия местной исполнительной власти, управления полиции, отдела образования, организаций здравоохранения города Рудного, молодежных и общественных объединений, а также ветеранских организаций. Эксперт разработал детальный план мероприятий, который включает в себя опять же сбор и анализ данных, разъяснение правил дорожного движения, профилактику нарушений, агитационную работу.

- Планируется также проводить работу по разъяснению ПДД и вопросов безопасности дорожного движения с лицами, лишенными водительских прав на длительное время и, таким образом, утративших навыки безопасного движения и имеющих пробелы в знании ПДД. Предусмотрена систематическая работа с водителями, осуществляющими перевозки пассажиров на маршрутных транспортных средствах внутри города. И совместная работа с наркологической службой органов здравоохранения с водителями, допустившими употребление спиртных напитков и наркотических средств при управлении транспортными средствами, - отметил Валерий Коновалов.

Наш собеседник несколько лет назад направлял в акимат письмо с предложением создать в Рудном такой Центр, однако инициатива ветерана ОВД поддержки тогда не нашла. Надеемся, что сейчас, когда такой опытный специалист приглашен на службу в полицию, будет больше шансов реализовать его актуальный для города проект.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×