ГЛАВНАЯ

Что вы знаете о рождении?

Особенности национальных обычаев

Бережно относиться к вековым традициям и рассказывать о них подрастающему поколению - такую задачу поставило перед собой методическое объединение учителей казахского языка, которое регулярно проводит семинары и мастер-классы для коллективов городских дошкольных учреждений.

pic.alt

Фото: А.Сыздык.      Методическое объединение учителей казахского языка учит чтить традиции

На этот раз учителя-казаховеды в стенах ясли-сада №10 знакомили педагогов с национальными обычаями, связанными с рождением ребенка. Среди множества обычаев, которые складывались на протяжении столетий у казахского народа, особое место отводилось поверьям  вокруг рождения: одни из них сохранились до наших дней, а некоторые остались только в памяти людей и на страницах книг. Обобщив многовековой опыт предков, представители методического объединения учителей казахского языка организовали тематический семинар для воспитателей и педагогов городских детских садов, посвященный национальным ритуалам, связанным с появлением детей на свет.

Народная мудрость гласит: «Воспитание будущего ребенка начинается еще в утробе матери», поэтому учителя-энтузиасты решили акцентировать внимание слушателей на малоизвестных нюансах и обычаях, чтобы педагоги знали, учитывали эти факторы и могли использовать их в своей работе с детьми.

Чтобы слушателям было легче понять и запомнить каждый обычай, в стенах ясли-сада №10 разворачивается театрализованная постановка, каждый нюанс педагоги обыгрывали с помощью декораций и атрибутов национального быта, погружая присутствующих в атмосферу домашнего уюта.

У казахского народа поверья, связанные с детьми, начинаются с момента вхождения невестки в дом и вынашивания первенца. Молодая женщина с нетерпением ждала наступления первой беременности, которая укрепляла её семейный статус. После первых признаков наступившей беременности поведение женщины подвергалось строгому регламентированию. Считалось, что даже пища, которую она употребляет, может предопределить характер будущего ребёнка, поэтому от соблюдения всех этих запретов и предписаний зависело не только здоровье её ребёнка, но также его человеческие качества и внешний вид.

Как только начинались активные схватки, собирались самые близкие родственники, и одна из женщин варила «Жарыс қазан». Есть такое поверье, пока кипит казан, мясо бурлит, как бы подгоняет роженицу, соревнуется с ней («жарыс» – состязание), схватки учащаются, и младенец должен благодаря всему этому родиться раньше, чем будет готово мясо.

Каждый, кто узнавал о рождении ребёнка, спешил первым оповестить родных и близких криком «Суюнши» (радостное известие). Если рождался мальчик, говорили - будет кому коня держать, а если появлялась девочка, отмечали - будет кому кобылу доить, будет кому одежду шить.

В первый день молодёжь и близкие родственники без приглашения собирались на праздник - «шілдехана». Смысл этого обряда - защита новорожденного от злых и недобрых сил. В доме три дня не выключали свет, вообще период до сорока дней считался опасным, в течение этого времени ребёнка не показывали чужим, не ходили в гости, был особый уход за матерью и ребёнком.

Первое, что слышал ребёнок в эти дни - хорошие добрые пожелания и народные песни. Согласно поверью, где поют песни, не бывает плохих мыслей. В первый день ребёнка купали, этот обычай называется «Шілде су». Смысл обряда - в очищении младенца, в воду клали серебряные монеты, после купания воду хранили. До сорока дней ребёнок был в ритуальной одежде «Ит көйлек», которая защищала от нечистой силы и злого духа.  После выполнения всех обрядовых процедур её потом заменяли на обычную распашонку.

Обычай укладывания в колыбель «Бесік той» многие знают, но у этого обряда также много нюансов, например, мальчику клали под перину уздечку и нагайку, чтобы был хорошим наездником, девочке – зеркальце и расчёску, чтобы выросла красивой, клали ножик, чтобы защитить от злых духов, подвешивали перья совы, чтобы малыша не тревожили насекомые, накрывали чапаном деда – чтобы был долгожителем.

По древнему обычаю, до сорока дней ребёнку не стригут волосы и не срезают ногти. После сорока дней считалось, что он уже совершенно адаптировался к окружающему миру, окреп и готов «выйти в свет». Поэтому этот обычай «Қырқынан шығару» вполне можно назвать вторым днём рождения ребёнка и его «официальным представлением» всем родным и близким. По традиции в этом обряде принимают участие самые близкие женщины. До момента ритуального купания ребенка на дно чаши кладут монетки – символ богатства, серебряные украшения – символ чистоты и защиты от злых духов, фасоль – символ сытой и долгой жизни.

Ребёнок – солнышко в каждом доме, в каждой семье. С его рождением и воспитанием связано множество обычаев и традиций, которые на протяжении веков передаются из поколения в поколение. Это добрые традиции казахского народа. В них переплелись вековая мудрость, народный опыт и древние верования. Нельзя разрывать эту нить, ведущую от далёких предков! 

По словам Бакыткуль Оразбаевой, преподавателя казахского языка ясли-сада №10, инициатора мастер-класса, семинар преследовал  цель - раскрыть историю некоторых народных обрядов и традиций и на практике  продемонстрировать их слушателям  с условием дальнейшего применения этой вековой мудрости в повседневной работе.

Методист городского отдела образования Нина Сыч уже не первый раз является внимательным слушателем подобных семинаров преподавателей казахского языка. Специалист предложила педагогам обобщить свой опыт, отметила актуальность прошедшего мастер-класса, так как все продемонстрированные обряды и связанные с ними поверья находят подтверждение в нашей современной жизни. 

Методическое объединение учителей казахского языка проводило этот семинар, опираясь в своей работе на программную статью Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Педагоги надеются, что участники семинара,  используя такой же увлекательный подход, смогут доступно рассказывать о вековых национальных традициях воспитанникам детских дошкольных организаций нашего города.

Следует отметить, что такие мероприятия педагоги-энтузиасты устраивают регулярно, всегда выбирают за основу новую тему и при этом в доступной форме наглядно раскрывают весь национальный колорит. Все педагоги-организаторы семинара получили благодарственные письма от городского отдела образования за вклад в сохранение и распространение культурно-исторического наследия казахского народа.

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×