Где вы, перевозчики…

Альтернативы Рудному не дождаться?

В новый год со старыми проблемами. Пожалуй, именно так можно сказать о пассажирских перевозках общественным транспортом в Рудном…

pic.alt

Фото: yandex.ru      Несоблюдение перевозчиками графика движения застававляет рудничан штурмовать автобусы

После новогодних праздников в редакцию «Хорошего Дела» вновь поступила приличная кипа жалоб от рудничан, возмущенных работой общественного транспорта. Самая распространенная проблема - несоблюдение перевозчиками графиков движения. На втором месте - отсутствие отдельных маршрутов в целом.

Собственно, об этих проблемах мы пишем из года в год. Нюансов много. У каждой из сторон своя правда. Перевозчикам нужна прибыль. У организатора перевозок, городского отдела ЖКХ тоже свои задачи - по возможности сохранить приемлемые цены на проезд, дабы не получить социальный всплеск негодования со стороны населения. Словом, цена вопроса неизменно выходит на первое место.

В подтверждение этих слов можно вспомнить хронологию изменения тарифов в Рудном. Никогда повышение стоимости проезда не обходилось в нашем городе без скандалов.

Достаточно вспомнить, какое противостояние возникло при утверждении нового тарифа в конце 2006 года. В 2005-ом после проведения конкурса проезд стал стоить 20 тенге. В 2006-ом перевозчики просили поднять до 30-ти. Спор за 10 тенге привел к тому, что в декабре 2006 года часть автобусов просто не вышла на линию, официальной реакции на это событие со стороны городских властей не последовало. Не было ее и после общего собрания водителей, прошедшего в ЦД «Орбита». Тем не менее, акимат полностью удовлетворил требования водителей, увеличив стоимость проезда на запрашиваемые 10 тенге. Тогда же был отменен льготный проезд для студентов Рудненского индустриального института, «навязанный» перевозчикам после поручения акима области Сергея Кулагина.

Не меньший скандал вспыхнул после нового конкурса в 2009 году, и последующим повышением проезда до 35-ти тенге в 2010-ом. В 2011 году проезд подняли до 45-ти тенге, хотя перевозчики, основываясь на расчетах, просили 50 тенге. 

Попытка пересмотреть тариф, действующий с 2011 года, была предпринята в 2014 году. Перевозчики просили установить тариф в 55 тенге. Хотя, уже тогда они заявляли, что проблему это не решит. По расчетам самих автобусников  себестоимость проезда на городских маршрутах уже на май 2014 года составляла 72 тенге.

Однако, тариф тогда остался прежним. А теперь о последнем конкурсе, который вновь стал поводом для разборок между перевозчиками и акиматом. Стоит напомнить, что в измененных правилах теперь тариф предлагали сами перевозчики. В свою очередь, уполномоченный орган в лице отдела ЖКХ на основании поданных заявок проводит конкурс, либо отказывает перевозчикам, считая их требования необоснованными.

Первый конкурс, проведенный в ноябре 2015 года, был признан несостоявшимся. Повторный провели 20 января 2016 года. Отметим, что по требованиям перевозчиков у специалистов отдела ЖКХ вопросов не возникло.  

На конкурс было выставлено 6 лотов. Интересная история вышла с лотом №6. В него вошли 25-й и новые маршруты №53, 54 и 55. После первого конкурса победителем по этому лоту было признано ТОО «Рудныйавтотранс», но по представлению прокуратуры итоги отменили. Однако, при проведении повторного конкурса этот лот опять был выставлен, но заявку на него никто из перевозчиков не подал.

А дальше началась нервотрепка с утверждением тарифа, предложенного перевозчиками. Отделу ЖКХ требовалось время, чтобы пройти все разрешительные процедуры, и поэтому они предлагали перевозчикам заключить договоры по прежним расценкам с их дальнейшим изменением, а вот перевозчики ждать не собирались.

В итоге, после представления надзорного органа лишь в апреле договоры были подписаны с тарифами, предложенными ЖКХ, но с оговоркой, что с 1 июня после согласования в силу вступят расценки, предложенные перевозчиками.

Много вопросов возникло и по пригородным (дачным) маршрутам, которые были проведены отдельным конкурсом. Так, из пяти лотов два и вовсе остались неразыгранными.

Возникли разногласия и по цене. Так, за чертой города тариф рассчитывается из пассажирокилометра, и рассчитывается уполномоченным областным органом. На тот момент цена составляла 7 тенге за пассажирокилометр. То есть, проезд по ходовым маршрутам (17, 18, 19) должен был составлять не меньше 120 тенге…

Одним словом, мы еще в начале 2016 года, после проведения конкурса предполагали, что перевозки обернуться массой проблем. Собственно, так и получилось.

С другой стороны, городской отдел ЖКХ, как организатор перевозок, имеет определенные рычаги воздействия. К примеру, за нарушение условий договоров, в том числе и за срыв графиков движения, чиновники могут расторгнуть договор с перевозчиком.

Но это в теории, а на практике – кто тогда будет осуществлять перевозки, если подавляющее количество маршрутов у нас обслуживается ТОО «Рудныйавтотранс». Необходима альтернатива. К слову, еще пытались создать. В 2016 году в конкурсах приняло участие новое ТОО «ППП-2030». Однако, конкурента задушили в зародыше.

Что происходит сегодня? По словам начальника городского отдела ЖКХ Олжаса Умурзакова, попытки создать альтернативу все-таки продолжаются.

- Приглашать перевозчиков из Костаная бессмысленно, мы изучали этот вопрос. Там свои проблемы - не могут обеспечить город. Старая техника, и прочее. Как вариант - создание госпредприятия. АО «ССГПО» в рамках меморандума готово предоставить нам 20 новых автобусов. Мы направили запрос в антимонопольный комитет. Но, тут дело в законодательстве, - поясняет Умурзаков.

Действительно, закон может сыграть с чиновниками злую шутку. По закону, там, где есть конкурентная среда, участие государства не то, что минимизировано, оно в принципе не допускается. И здесь мы получаем вилку. То есть, антимонопольное ведомство, скорее всего, ответит рудненскому акимату отказом. Хотя, этот вариант самый приемлемый на сегодняшний день.

Много вопросов и по субсидированию маршрутов.

- Мы готовы рассмотреть вопрос субсидий. Но для этого перевозчик должен предоставить информацию о фактически подтвержденных затратах, об учете поступивших средств на основе реализации билетов, - поясняет Умурзаков. - Однако наши перевозчики обилечивать пассажиров не торопятся. Возникает вопрос - перевозчик не хочет показывать реальный доход, или не хочет получать субсидии? При этом мы подвергаемся штрафным санкциям со стороны управления госдоходов, поскольку, как организатор программ, должны сдавать им отчеты по билетам…

Между тем отношения между перевозчиками и чиновниками выясняются, в том числе, и в судах. Городским отделом ЖКХ был подан иск к ТОО «Рудныйавтотранс». Однако, в первой инстанции акимат проиграл. Сейчас, на основании вынесенного представления, к судебному спору подключилась прокуратура.

И чем закончиться это противостояние, тянущееся с начала 2000-х, остается только догадываться. В любом случае, проблема перевозок остается достаточно острой.

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×