Гендерное обучение…

Мальчики налево, девочки направо

При упоминании о мужских и женских школах в памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. «Однополые» классы есть как в нашем городе, так и в Костанае, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу, не прекращаются…

pic.alt

Фото: А.Сыздык.      В раздельном обучении есть свои плюсы и минусы

Мнения наших уважаемых костанайских специалистов-педагогов по этому вопросу расходятся. Доктор исторических наук Аманжол Кузембайулы поддерживает идею, вспоминая, что еще Ибрай Алтынсарин делил классы по гендерному признаку. Почему? Потому что есть методы, применимые только для мальчиков или только для девочек.

Доктор наук Римма Бектурганова вспоминает, что были выявлены недостатки в раздельном обучении мальчиков и девочек, они не умели общаться друг с другом. Поэтому везде должна быть гармония, - считает Римма Чингизовна.

В нашем городе раздельное обучение существует на базе средней школы №14 имени Дмитрия Карбышева. Ребята учатся не в разных школах, отдельно для мальчиков, отдельно для девочек, а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В средней школе №14 есть кадетские классы для мальчиков, есть специализированные классы для девочек с углубленным изучением медицины, есть смешанные классы. Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Сторонники раздельного обучения справедливо отмечают, что формирование маскулинного начала чисто в мужском школьном коллективе происходит более активно и целостно. Вот и командир седьмого кадетского класса Данияр Альменов считает, что здесь в цене мужские качества, не надо выпендриваться перед девочками, нужно следить за своими поступками, своим языком, отвечать за свои слова, соблюдать дисциплину, изучать военное дело. Мальчикам нравится строевая подготовка, разборка-сборка АКМ, стрельба, по душе стоять в оцеплении, выступать и маршировать на праздниках, многие связывают свое будущее со службой в силовых структурах.

Большинство ситуаций в учебе и вне ее провоцируют мальчика раскрывать свои качества – конкурировать, спорить, двигаться вверх в иерархии. Без такой среды специфические мужские качества не получают выхода, и нужные в дальнейшей жизни упорство, выносливость, смелость, агрессия просто не формируются как черты характера. Не случайно в советское время служба в армии считалась священной обязанностью.

Есть плюсы в таком подходе и для девочек. Их пики активности  и способ усвоения материала несколько отличаются от «мальчикового», кроме того, отсутствие раздражителей и мелких конфликтов освобождает интеллект для усвоения большего количества учебного материала.

Семиклассница Валерия Нурсеитова призналась, что без мальчиков стала значительно лучше учиться по математике, стало комфортнее, можно свободно обсуждать свои «девичьи» секреты. Естественно, все это имеет индивидуальные формы, но такие различия существуют объективно.  Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться.

Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку. Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только «женскими» или «мужскими» предметами.

К тому же некоторые уроки (музыка, хореография) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в походы, проводят праздники, общаются на переменах. Кроме того, в нашей кадетской школе  после девятого класса, когда многие поступают и уходят в колледжи, происходит  долгожданное объединение, юноши и девушки учатся в одном кадетском классе,  наступает период гармонии, к которой стремились обе стороны.

Чтобы гендерное обучение было, действительно, эффективным, необходимо проводить предварительное тестирование и отдельно готовить будущих школьников к совместной учебе в чисто женском или мужском коллективе. Еще один важный момент – в школе должно быть достаточное количество педагогов-мужчин, которые бы занимались обучением мальчиков. В нашей кадетской школе педагогов-мужчин двенадцать человек, для начала неплохая цифра. Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения. Однако, даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить этот опыт на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×