Горючее недоумение

Бензина нет… и отвечать некому?

Чтобы заправится, владельцам авто приходится в последние дни пройти нешуточный игровой квест. Горючее приходится искать по всему городу…

pic.alt

Фото: С.Петренко.      Фото: На АЗС «Мунай онимдери» очередь - бензин АИ-92 отпускают без ограничения по 154 тенге за литр

Круиз по АЗС

Кстати, на днях мы также совершили небольшой круиз по городским АЗС в поисках самого ходового бензина марки АИ-92. Конечно, прямо массового ажиотажа мы не увидели, но между тем проблема существует.

Что касается цены на АИ-92, то она колебалась от 150 до 156 тенге на разных АЗС. Вот только при таком ценовом разбеге купить горючее было все равно непросто. К примеру, самый дешевый 92-ой по 150 тенге за литр мы нашли на заправках «КМГ», однако массового скопления машин мы здесь не наблюдали. Отсутствие очереди объяснилось просто - горючее только по талонам. Только по талонам отпускали 92 бензин и на заправках РТК. На АЗС «Helios» можно было заправиться без талонов по 155 тенге, правда, отпускали всего по 10 литров. А вот на АЗС «Мунай онимдери» нас ждала очередь. Причину выяснили у оператора - АИ-92 отпускали без ограничений по 154 тенге.

Дефицит проспали?

К слову, такой осенний рост цены со 146 тенге за литр до 156-ти уже, собственно, никого не удивляет. Подобный ажиотаж происходит каждый год. И каждый год его связывают с плановым ремонтом отечественных НПЗ и конъюнктурой рынка в соседней Российской Федерации.

Вот только нам от этого не легче. Самое интересное, что в любой цивилизованной стране правительство после таких фортелей с ценами уже бы ушло в отставку, но только не у нас. К слову, если посмотреть на ситуацию с горючим, сложившуюся на сегодняшний день, то чиновники явно проспали возникновение проблемы.

Достаточно промониторить ситуацию, чтобы в этом убедиться. Первые звоночки о дефиците горючего стали поступать еще в начале сентября из Карагандинской области.

Спустя две с половиной недели, 22 сентября, проблемы с покупкой топлива начались и на востоке Казахстана - в Семее АИ-92 начали отпускать по талонам. При этом топливо заметно подорожало в стране еще 11 сентября. К примеру, на АЗС сети «КМГ» стоимость литра бензина АИ-92 с начала августа повысилась на три тенге - до 144. Бензин марки АИ-95 подорожал также на три тенге - до 158 тенге, дизельное топливо стоило 144 тенге за литр.

На заявления о дефиците отреагировали в министерстве энергетики. Замглавы этого ведомства Магзум Мирзагалиев признал, что нехватка в некоторых областях РК есть, но о дефиците говорить нельзя. При этом чиновник заверил, что ситуация стабилизируется до конца сентября.

«Действительно, в ряде регионов у нас нехватка на некоторых автозаправках и станциях. Мы об этом в курсе. Но при этом говорить о дефиците нельзя. То есть на некоторых АЗС была небольшая нехватка этого бензина. Из России бензин завозится, мы работу со своими коллегами из РФ проводим. Поэтому мы не ожидаем проблемных вопросов, связанных с нехваткой бензина», - рассказал Мирзагалиев.

Однако, 25 сентября о нехватке топлива заговорили не только автолюбители в длинных очередях на АЗС, но и в авиаотрасли. В этот день пресс-служба компании «Air Astana» распространила заявление о том, что регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва.

Как сообщалось в пресс-релизе, основные поставщики авиакеросина из России не подтвердили поставки на октябрь. В авиакомпании также отметили, что Казахстан уже много лет на 70 процентов зависим от импорта из РФ, в то время как поставки носят «нецикличный и негарантированный характер».

В свою очередь, в Минэнерго посоветовали компании «Air Astana» быть осторожнее с заявлениями и заметили, что ситуация на рынке нефтепродуктов оценивается как благоприятная…

А дальше волна покатилась по всей стране. При этом про сентябрьские обещания господина Мирзагалиева скромно забыли.

Уже в конце сентября заместитель генерального директора по операционному управлению АО «КазМунайГаз» Нуркен Мырзагалиев заявил, что в связи с дефицитом бензина в течение месяца цены на бензин марки АИ-92 в Казахстане вырастут до 157 тенге.

«Цена формируется за счет цены в России, в нее ложится себестоимость транспортировки, хранения и минимальная наша маржа. Прогнозируемая цена с учетом будущего импорта где-то порядка 155-157 тенге за литр бензина АИ-92 в течение месяца, когда начнем получать импортный продукт», - сказал Нуркен Мырзагалиев.

Он отметил, что многие компании уже заявили цену до 155 тенге и заявил, что дальнейшая цена будет зависеть от конъюнктуры рынка в Российской Федерации.

«Те компании, которые полностью работают на импортном продукте, они уже цены заявили от 151 тенге до 155 тенге за литр. Компании, которые работаю частично на отечественном продукте, частично на импортном, еще держатся в районе 147-151 тенге за литр. Конечно, дальнейшая ситуация будет зависеть от конъюнктуры рынка в Российской Федерации, от доли импортных поставок и транспортных расходов в зависимости от РФ», - сказал Нуркен Мырзагалиев.

Между тем, вопрос о том, как будут стабилизировать ситуацию с ценами на внутреннем рынке ГСМ, в начале октября уже рассмотрели на заседании правительства РК. Заметьте, спустя месяц после того, как начались проблемы!

Перед министрами отчитывался глава Минэнерго РК Канат Бозумбаев.

По словам главы ведомства, средняя цена по республике на АИ-92 в январе этого года составляла 135 тенге за литр, в сентябре в среднем цена увеличилась до 150 тенге за литр, показав рост на 11%.

 «Доля импорта увеличилась с 15% по бензину АИ-92 в период июль-август до 30% в сентябре, что связано с первоочередным выходом на ремонты нефтеперерабатывающих заводов в сентябре-октябре в связи с завершающимися работами по модернизации. Как следствие, ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен», - сказал он.

Как указал глава ведомства, по сравнению с маем текущего года оптовая цена импортируемого бензина на границе увеличилась практически более чем на 8%, с 517 до 560 долларов за тонну.

 «Здесь также необходимо учитывать изменение курса доллара по отношению к тенге за тот же период. Кроме того, имеется в наличии активная работа комитета по регулированию естественных монополий в отношении отдельных АЗС», - пояснил министр.

Были назначены и новые сроки стабилизации ситуации.

«За счет полной работы всех АЗС в мы планируем снизить долю импорта по 92-му до 30% в ноябре и до 20% в декабре. И считаем, что ноябрь и дальше декабрь ситуация будет у нас стабильная и войдет в свое русло уже к концу октября», - заверил Бозумбаев.

Согласитесь, как хитро «растянута» ответственность - октябрь, ноябрь, декабрь. При этом чиновники уже не обещают нам снижение цен. Наивно бы было полагать, что искоренив дефицит и снизив долю импорта, нам вернут январские 135 тенге за литр 92-го.

 «Здесь будет зависеть от того, какая цена вот этих 20% - импортируемого объема - в России будет. Если будет на внешнем же уровне, на уровне 560 долларов за тонну, то тогда есть возможность будет на внутреннем рынке к снижению цен. Если цена будет подниматься, даже эти 20% дадут нам какой-то по крайней мере повод к повышению цен», - заключил Бозумбаев...

Кому-то это выгодно

Я не автолюбитель, но эти разговоры про ежегодную остановку НПЗ, вялотекущую модернизацию, и конъюнктуру на рынке ГСМ меня, честно говоря, удивляют.

Ларчик открывается просто. Кому-то выгодно устраивать ежегодный дефицит, и поднимать на этом цену на бензин, вешая лапшу на уши всему Казахстану.

К слову, программа модернизации отечественных НПЗ была принята еще в 2009 году и, по планам, должна была завершиться в 2015-ом. На дворе тем временем 2017 год, и лишь к его концу нам обещают закончить обновление установок на двух из трех заводов.

Атырауский НПЗ должен наладить выпуск 1,6 миллиона тонн бензина уже к концу ноября этого года. По Шымкентскому НПЗ также закончена модернизация - по данным Минэнерго, небольшой рост уже есть и по бензину, и по дизельному топливу. Но основной прирост стоит ожидать только в следующем году. После монтажа установки каталитического крекинга, который планируют окончить во второй половине 2018 года, производство бензина может вырасти в 2,5 раза.

Павлодарский НПЗ после проведения текущей модернизации сделает акцент на возобновление выпуска авиакеросина. Но там потребуется дополнительное время на сертификацию.

Широко обсуждались ранее и планы по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода. Однако и в национальном энергетическом докладе, и в минэнергетики отмечается, что после завершения модернизации существующих НПЗ это будет лишним. Рост потребления может превысить предложение лишь после 2025 года…

Вот только эта сказка про белого бычка никак не вяжется с общемировой практикой. Мировой рынок нефти последние два года лихорадит, стран ОПЕК ищут способы ограничить добычу и подтолкнуть цены вверх. У нас же в Казахстане все «стабильно»: цены на бензин на заправках все последние годы движутся только в одну сторону - вверх!

Между тем в начале июня статистические органы Польши, практически на 100% зависимой от импорта нефти, зафиксировали снижение цены на бензин и дизтопливо седьмую неделю подряд.

В США в течение мая ценники на заправках меняли практически ежедневно, и каждое утро цифра была ниже, чем накануне вечером. А в январе прошлого года, когда мировые цены на нефть были на дне, в Америке случился и вовсе курьез: цена на бензин на одной из заправок в штате Мичиган упала ниже 10 центов за литр (что по текущему курсу составляло около 38 тенге). Это самая низкая цена за последние 10 лет, которую эксперты объяснили настоящей ценовой войной между местными заправками.

Нам подобная война не грозит. Причина - отсутствие конкуренции в сфере реализации ГСМ и блокирование доступа к ресурсам для малых и средних АЗС. Рынок ГСМ в Казахстане не прозрачен, и не конкурентоспособен, что на руку узкому кругу игроков, лоббируемых агашками из правительства. Собственно, чем еще объяснить эту вечную эпопею с модернизацией?

Низкая цена нам не светит

А между тем, заглядывая вперед, приходится констатировать, что дешевого бензина казахстанские автолюбители не дождутся никогда. К примеру, с 1 января следующего года все владельцы АЗС должны будут приобрести специальное оборудование для заправок. Это нововведение принято для борьбы с теневым бизнесом. Счетчики позволят в режиме онлайн следить за тем, сколько предприниматель приобрел и реализовал топлива.

Идея, в принципе, хорошая. Ослиной мочой разбавлять бензин, как это делал Василий Алибабаевич в «Джентельменах удачи», уже никто не станет. Однако есть один нюанс. По словам руководителей автозаправочных станций, ответной мерой на нововведение станет… удорожание бензина, так как предприниматели понесут дополнительные расходы. Один прибор обойдется владельцам заправок примерно в 5 миллионов тенге. И если крупные АЗС осилят затраты, то работа мелких окажется под большим вопросом.

Еще один момент. К 2025 году странами единого экономического пространства должен быть организован единый энергетический рынок, и там цены у всех стран должны быть примерно одинаковыми, иначе начнутся перетоки. Как вы думаете, к чьей планке будут подтягиваться цены? Уж точно не к казахстанским. А в остальном все хорошо.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы можете оставлять комментарии, но для более удобного пользования сайтом, пройдите этап регистрации.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×