Лазейки в госзакупках…

Зеки и инвалиды вне конкуренции

Мы уже рассказывали о достаточно спорных бюджетных затратах («Полтора миллиона за козла?», №38 от 20.09.2017г.), вызывающих недоумение и массу вопросов…

pic.alt

Фото: fotki.ru

Зеленый свет для «заключенных»

В частности, в статье, посвященной подведению итогов празднования юбилея Рудного, мы обращали внимание на скульптурный зоопарк из верблюдов, лошадей и козлов, украсивших улицы города.

Напомним, что на изготовление и установку фигур животных городской бюджет потратил 19 миллионов 165 тысяч тенге. Городским отделом ЖКХ был заключен прямой договор (государственные закупки способом из одного источника - авт.) с филиалом «Енбек-Костанай» региональное государственное предприятие (РГП) «Енбек» исправительных учреждений КУИС МВД РК. Всего лагерными умельцами было изготовлено 13 фигур животных. Изготовление, доставка и установка производились поставщиком.

Тогда мы выказали справедливое сомнение, что даже с доставкой и установкой 1,4 миллиона тенге за козла - это кажется многовато, учитывая невыразительность и качество данных архитектурных форм.

Хотя, ратовать о качестве в случае с РГП «Енбек» вряд ли приходится, и речь даже не о животных, заказанных и оплаченных бюджетом на безальтернативной основе. Что поделать, Закон это позволяет. В 2016 году были внесены изменения в Закон «О государственных закупках», главой 7 статьей 39 пунктом 3 которого допускается приобретение из одного источника товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых, оказываемых госпредприятиями уголовно-исполнительной системы. Перечень и объемы товаров, работ, услуг, а также перечень госпредприятий учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, у которых приобретаются такие товары, работы, услуги, утверждаются правительством РК. Формирование плана госзакупок и внесение изменений в план, а также выбор способа закупки принимаются решением заказчика.

Более того, Закон позволяет РГП, не обладающему необходимым объемом техники, специалистов - РГП «Енбек», у которого филиалы практически во всех городах Казахстана, относится к Комитету уголовно-исполнительной системы, поэтому из «специалистов» у него, по сути, одни заключенные - получать любые государственные заказы, поскольку в качестве привилегии разрешается 70% работ отдавать в субподряды, а 30% должно выполнять само.

Есть один нюанс. Генеральному подрядчику, даже если он выигрывает госзакупку способом из одного источника и нанимает субподрядчиков, необходимо иметь лицензии на все виды работ, за которые он планирует взяться. Что касается филиала «Енбек-Костанай», то проверять его на наличие всех лицензий контролирующие органы имеют право только после обращения граждан!

Круг безнаказанности замкнулся. А итоги деятельности предприятия, не только костанайского филиала, уже гремят по всей стране. Если взять «Енбек-Костанай», то достаточно вспомнить громкий скандал вокруг мошенничества на сумму 58 миллионов тенге при ремонте системы охраны в колонии «Черный беркут» в Житикаре. Часть ограждения, которое построили вокруг УК 161/3, просто рухнуло. При этом субподрядчиками выступали ТОО «Вист», ТОО «ПМК-2014» и ТОО «Казстройсервис-2009». На откровенный брак руководство филиала просто закрыло глаза, подписав акты выполненных работ. В итоге, в феврале 2017-го экс-директор костанайского «Енбека» Виктор Шерстюк и главный инженер Анатолий Нам были признаны виновными в покушении на мошенничество, их приговорили к ограничению свободы на 3 года и 2,5 года соответственно, но в результате освободили от уголовной ответственности в связи с амнистией.

Удивительно, но подобные скандалы не мешают костанайскому филиалу получать многомиллионные заказы от государства без какой-либо конкуренции: реконструкция стадиона «Центральный» в Костанае. Стоимость - 900 миллионов тенге. Субподрядчик - АО «Рудныйсоколовстрой». Реконструкция проспекта Абая в Костанае. Стоимость - 1,1 миллиарда тенге. Субподрядчик - ТОО «АБЗ плюс».

И таких примеров масса, что уж там рудненский скульптурный зоопарк со своими 19-ю миллионами.

Если говорить о РГП «Енбек» в целом, то и здесь косяков хватает. Вспомним хотя бы жалобы депутатов Мажилиса Парламента министру внутренних дел Калмуханбету Касымову на работу РГП «Енбек» в ходе правительственного часа в Мажилисе, в конце сентября.

Тогда в качестве примера мажилисмен Нуртай Сабильянов привел Семипалатинский филиал РГП «Енбек», который в 2016 году выиграл тендер на строительство детских игровых площадок в Аягозском районе Восточно-Казахстанской области. Парламентарий отметил, что ни о каком качестве работ говорить не приходится. И призвал внести изменения в закон о госзакупках, чтобы впредь не допускать таких фактов.

- Я думаю, что очень правильно поставлен вопрос. Калмуханбет Нурмуханбетович, - обратился к министру внутренних дел вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО, - смотрите, наверняка «Енбек» заключил договор, выиграл тендер, поскольку он может из одного источника. И отдал подрядчикам. Притом малоприличным. И я думаю, что это прямое хищение бюджетных денег. А здесь должна вступить вся сила закона. Что самое обидное, такие факты подорвут доверие к новой практике. Из-за того что малоприличные сотрудники «Енбек» начинают злоупотреблять своим положением. И совершенно не контролируют, подписывая акты приемки. Здесь вам нужно отреагировать очень жестко.

В ответ Калмуханбету Касымову пришлось признать, что факты злоупотребления со стороны сотрудников РГП «Енбек» действительно имели место. При этом министр внутренних дел доложил, что руководителя РГП «Енбек» освободили от занимаемой должности, а также привлекли к ответственности еще 13 руководителей предприятия…

Не«ограниченные» возможности

Кстати, такая же схема работы с 2016 года прописана в Законе «О госзакупках» и для общественных объединений инвалидов и организаций, созданными этими объединениями. В результате такие организации получили преимущество перед обычными производителями, даже если уровень производства у так называемых инвалидов не соответствует никаким стандартам качества.

К слову, разработчики поправок в закон о госзакупках предусмотрели еще одну норму, которая сразу же привлекла внимание мошенников. По этой норме государство перечисляет 30-процентную предоплату от стоимости государственного заказа инвалидным организациям, победившим в тендерах, сразу после оглашения их результатов. Обычные участники тендеров о таком и мечтать не смеют!

Такие изменения в законодательстве буквально в течение нескольких месяцев породили сотни новых инвалидных организаций. Поскольку в законе предусмотрено, что в организации должно быть не менее 50 процентов людей с ограниченными возможностями, получилось так, что во многих конторах, получивших неограниченные тендерные преимущества, числится, условно говоря, всего три человека, из которых двое имеют инвалидность. Этого достаточно, чтобы получить государственный заказ.

Вместе с тем у реальных производителей, много лет работающих на рынке, обладающих производственными возможностями, платящим налоги, резко упали шансы выиграть тендер.

К слову, в 2016 году газета «Хорошее Дело» неоднократно поднимала этот вопрос. Однако безрезультатно. Очевидно, взламывать систему государственных закупок при помощи социальной политики кому-то очень выгодно.

Забавно, что инициатором внесения изменений в закон было Министерство труда и социальной защиты. По задумке чиновников основными функциями программы помощи инвалидным организациям и ассоциациям станут: трудоустройство инвалидов, их социальная адаптация, увеличение количества рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Такие организации пользуются безусловным приоритетом при проведении государственных закупок.

В свою очередь регистрацию таких, в том числе и псевдоинвалидных организаций упростили донельзя. Естественно, что этой дырой в законодательстве воспользовались дельцы, которые спокойно выходят на тендеры и легко их выигрывают.

Чиновники своими руками предоставили мошенникам огромные возможности. При этом возникает еще один вопрос, который бизнес-сообщество ставило перед чиновниками неоднократно. Это разработка четких отраслевых критериев, законодательно закрепленных, в которых бы указывалось, в состоянии то или иное предприятие участвовать в процессе государственных закупок. В эти критерии можно внести такие параметры, относящиеся к компаниям-участникам, как минимальный размер производственных площадей, минимальный набор технологического оборудования, минимальный штат, оптимальная налоговая нагрузка с учетом среднего коэффициента налоговой нагрузки по отрасли.

Это отделило бы мух от котлет. А фирмам со штатом в 2-3 человека, расположенным в арендованных офисах и гаражах закрыло доступ к получению льгот при проведении государственных закупок в ущерб полноценным предприятиям и компаниям.

Однако, воз и ныне там. Зеки и инвалиды по-прежнему вне конкуренции. Бюджеты пилятся - все довольны, и заказчики, и подрядчики с субподрядными фирмами.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы можете оставлять комментарии, но для более удобного пользования сайтом, пройдите этап регистрации.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×