Маршруты родного края:

По следам Кейки батыра…

Группа учащихся школы №14 имени Дмитрия Карбышева совершила очередную поисково-краеведческую экспедицию по маршруту «Наурзум-Тастинский-Аркалык».

pic.alt

Фото: А.Сыздык.      В музее Наурзумского заповедника учащиеся познакомились с редкими видами фауны

Первым пунктом экспедиции стал Наурзумский заповедник, он находился на пути маршрута, и проехать мимо этого уникального места группа не имела права.

От основной трассы дорога повернула вправо, и эти тридцать километров до Наурзума оставили не очень приятное впечатление: кругом ухабы, ямы, рытвины, вряд ли такая инфраструктура будет привлекать иностранных туристов. Наурзумский государственный природный заповедник был организован в 1931 году, - гласит постановление №826 Совета Народных Комиссаров, висящее на стене музея. Современная площадь его составляет 191,4 тысяч Га. Заповедник располагается на территории Наурзумского и Аулиекольского районов, которая обладает уникальным для степной зоны ландшафтным и биологическим разнообразием.

Три участка заповедника - Наурзумский, Терсекский и Сыпсынский - представляют собой полный экологический профиль экосистем региона. Вдоль Западного плато расположена цепочка сосновых колков Терсекского бора, а по склонам Восточного плато тянется узкая прерывистая цепочка березовых и осиновых колков. Здесь встречаются многочисленные родники, образующие болотца. Ниже, по склонам, преобладают пустынные типы растительности.

В заболоченных березняках на склонах Восточного плато и в Наурзумском бору у озера Катантал произрастают папоротники. Наиболее красочны степи весной, они образуют сплошной ковер, на глинистых участках зацветают: тюльпан поникающий и тюльпан двухцветковый, в начале мая появляются великолепные тюльпаны Шренка.

- Мы привыкли называть страной тюльпанов Голландию, но корни этих растений произрастают у нас, - пояснил экскурсовод.

В конце мая степь совершенно преображается: серебристые волны ковылей до самого горизонта, колышущиеся под натиском ветра, напоминают неспокойное море. Самые крупные представители млекопитающих на территории заповедника: лось, косуля, кабан, сайгак, рысь, лесная куница, енотовидная собака. В фауне птиц 155 гнездящихся видов, 127 видов являются пролетными. Редкие птицы представлены 40 видами: 35 включены в Красную книгу Казахстана, 17 - в Международную. В лесах водятся обыкновенная пустельга и кобчик.

- Последним совместно с венгерскими орнитологами вставляли микрочипы и проследили путь миграции. Птицы через Самарскую область, Украину и Черное море добирались до Африки, а назад прилетали уже другим путем, - пояснил экскурсовод.

В Наурзумском заповеднике исследования проводятся регулярно, в течение многих лет он был полевой базой для ученых и студентов МГУ.

Следующим пунктом нашего маршрута стал недавно воздвигнутый мавзолей Кейки батыра, расположенный в 68 километрах от Аркалыка, неподалеку от села Тастинский, вдоль трассы Аркалык-Торгай.

Останки легендарного батыра, его младшего брата Шубара и супруги Акжан, которые были зверски убиты красноармейцами, нашли свое пристанище под сводами величественного сооружения. К счастью, к нашему приезду мавзолей был открыт, и мы попали внутрь здания, постояли в тишине возле надгробного памятника, почитали надписи на мемориальных досках, выслушали поминальную молитву.

На одной из стел высечены слова Нурсултана Назарбаева: «Мы будем всегда в долгу перед духом отважных героев, которые защищали эту землю, эту страну на поворотах истории ради всех нас, ради нашей сегодняшней мирной жизни». Настоящее имя Кейки батыра Нурмаганбет Кокембайулы, он из рода Кулан Кыпшак, эпитетом батыр народ наградил его за неукротимый нрав, свободолюбие и бесстрашие, проявленные им в борьбе против царской колониальной политики и диктатуры Советской власти в 1916-1922 годах.

Народное прозвище Кейки объясняется его отшельническим образом жизни охотника. Навыки охотника, меткость и доскональное знание местности пригодятся ему в борьбе с врагами. Долгие годы он вынужден был вести неравную борьбу то с царскими карательными отрядами, то с красногвардейцами. И те, и другие объявили на него охоту, и Кейки батыру приходилось скитаться по степи, уходя от погонь и облав карателей. Будучи бесстрашным и искусным стрелком, из древнего фитильного ружья за семьсот шагов попадал сайгаку в глаз, мог в любом положении, не целясь, попасть точно в мишень. Он наносил непоправимый урон врагам и наводил на них ужас своей беспощадностью.

Его имя было предано забвению на протяжении многих десятилетий. Свидетельства и факты его биографии тщательно скрывались, более того, в скудных исторических документах Кейки батыра пытались представить главарем шайки головорезов. Однако народная память оказалась невосприимчивой к попыткам советской идеологии исказить роль Кейки батыра в истории страны. Несмотря на то, что после гибели батыра было небезопасно даже вслух произносить его имя, о нем продолжали слагать легенды.

Неподалеку от нового мавзолея мы увидели другой мавзолей, построенный еще в 90-е годы близким родственником Кейки батыра Аубакиром Кылышбайулы. Несмотря на то, что останки Кейки батыра не были найдены, и мавзолей никоим образом не являлся местом его захоронения, он стал местом поклонения для тех, кому дорого было имя народного героя.

В надежде узнать как можно больше о Кейки батыре, наша группа прибыла в город Аркалык. Утром мы уже были в областном музее истории степного края, где услышали много интересного и нового. Мы знали, что национально-освободительное движение 1916 года всколыхнуло Торгайскую степь, но обо всех руководителях первой революции долгое время умалчивалось. Указ о привлечении к работам по строительству оборонительных сооружений на фронтах первой мировой войны стал последней каплей, переполнившей терпение казахского народа, и без того испытывающего гнет колониальной политики царской России. Во главе восставших встали заслуженные лидеры: Абдигапар Жанбосынулы, Амангельды Иманов и Кейки батыр, который будучи непревзойденным мергеном, метким стрелком, возглавил отряд стрелков.

Идейным руководителем восстания был Абдигапар, его судьба будет трагичной. Его роль в восстании 1916 года упорно замалчивалась, а имя было предано забвению. Лишь с обретением страной независимости имя Абдигапар хана заняло достойное место в истории героического прошлого нашего народа. В 2010 году, рядом с могилой Абдигапар хана, вблизи села Жанакала, в 80 км к югу от Аркалыка, его потомками был сооружен белоснежный мавзолей.

Мечеть Дулыгала, которая сейчас находится на территории Улытауского района Карагандинской области, стала местом проведения своеобразного курултая казахов, на котором народ благословил Амангельды и его сподвижников возглавить восстание, в нем принимало участие более 50 тысяч сарбазов.

Как нам известно, восстание не удастся подавить, через год рухнет царизм. Но с установлением советской власти мятежный дух Кейки батыра так и не обретет покой. Революцию Кейки батыр встретил настороженно. В отличие от Амангельды, перешедшего под красные знамена большевиков и хана Абдигапара, вставшего на сторону Алашорды, он остался в стороне. Не верил он ни тем, ни этим.

После того, как алашординцы убили Амангельды, а красноармейцы расстреляли Абдигапара, Кейки батыр ушел в Улытау и Кызылкумы. Там он сражался и с красными, и с белыми. Отряд Кейки батыра безраздельно хозяйничал в Кызылкумах до 1923 года.

Долгое время батыру удавалось скрываться от своих врагов в пещере вдоль реки Караторгай. Она располагалась на возвышенности, и с нее открывался прекрасный вид на окрестности, подобраться к пещере незамеченными было невозможно. Свой последний бой Кейки батыр принял в местечке Жолаулы вблизи реки Жыланшык, мерген в своем последнем бою вновь доказал, что он не зря слывет снайпером. Но силы были неравны, рядом с батыром находились его беременная жена и брат. Враги не пощадят жену на последних сроках беременности и родного брата батыра. Тела Кейки батыра и его родных были подвергнуты надругательству. Красноармейцы, расчленив тела убитых, увезли отрубленную голову Кейки батыра, в знак доказательства его гибели. Местные жители, испуганные невиданным зверством, из-за страха быть подвергнутыми наказанию, не смогли предать земле останки батыра и его родных. Поэтому сегодня трудно установить точное местоположение останков героя.

Историческая справедливость восторжествовала лишь с обретением Казахстаном независимости, когда стало возможным открыто причислить Кейки батыра к числу выдающихся сынов Родины. Но до конца окончательного торжества справедливости было еще далеко, на более чем четверть века затянется процесс возвращения на родину останков героя - черепа Кейки батыра, который с середины 20-х годов прошлого столетия хранился в Санкт-Петербургской Кунсткамере.

После посещения областного музея истории степного края группа прибыла в здание Аркалыкского педагогического института имени Ибрая Алтынсарина, где всех ожидала экскурсия по музею великого педагога-просветителя, где ребята узнали много нового из личной жизни педагога, в частности, о судьбе его детей, которые некоторое время скрывались в Киргизии, а потом вернулись на родину, в город Тараз.

Последним местом нашего маршрута стал «Детско-юношеский центр «Жас Улан». Оказывается, на базе этого заведения создано ОО «Городская детско-юношеская организация «Жас Улан», создателем и председателем которого является Елена Цвентух.

Объединением были организованы ряд экспедиций, в том числе собрано немало сведений о Кейки батыре. Члены экспедиции посетили места, связанные с его жизнью, записали рассказы аксакалов, предания о Кейки батыре. Благодаря усилиям жасулановцев в Аркалыке установлен бюст Кейки батыра. Директор центра «Жас Улан» Елена Цвентух рассказала, как недавно на открытие нового мавзолея приехало девять родственников Кейки батыра, в Аркалыке жасулановцы поделились с гостями своими исследованиями, пораженные и благодарные родственники наградили руководителя центра специальной памятной медалью.

В результате поездки школьники значительно обогатили свои знания о флоре и фауне своего края, узнали много нового о людях, отдавших свои жизни в борьбе за свободу и независимость родной земли. На протяжении всего маршрута вдоль трассы нам постоянно встречались обелиски, курганы, мавзолеи, холмы. А сколько их еще рассыпано на необъятных просторах Сары Арки. Великая Степь хранит еще множество неразгаданных тайн и загадок.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы можете оставлять комментарии, но для более удобного пользования сайтом, пройдите этап регистрации.

Проверочный код
  • Гость

    Только слепой не видит, что в Казахстане пишется украинский сценарий. Кейки и Кенесары-это будущие Бандера и Шухевич, а «борцы за веру» завтра выстроятся в шеренги зверских «добробатов». Местные политиканы своими руками подносят шины и расставляют канистры с бензином вокруг казахского Майдана. Можно не сомневаться, Нуланд из Госдепа с печеньками не заставит себя долго ждать. Она-большой специалист по кейки-батырам и прочему отребью.<br /> https://vesti.uz/na-kazahskij-majdan-ponesli-shiny-i-kanistry/

  • Гость

    Батька Махно сражался и с красными и с белыми....может тоже герой.

  • Гость

    Такая чушь....а я вот уже и не знаю Амангельды Иманов...герой или враг...всё перевернули.

  • Гость

    Борец -герой? Сейчас почему то их где то судят, а где то восхваляют. А почему?

  • Гость

    За ЧТО боролся Кейки?Непонятно.Ведь именно "кровавые большевики"предоставили право на самоопределение и казахские лидеры приняли решение на съезде остаться В составе Рос с и на правах автономии.

  • Гость

    "Кровавые большевики пытались вырезать подчистую казахский народ, и уничтожить его историю. Только с освобождением от кровавых большевиков, весь советский период притеснявших бедненьких казахов-мучеников, 16 декабря 1991 года нам вернули имена наших псевдо-героев" - краткий пересказ исторической части новости

Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×