Миллиарды под асфальт-3

Почему ремонт дорог становится бесконечным?

«Хорошее Дело» заканчивает дорожный обзор, начатый в прошлых номерах газеты. Напомним, ранее мы рассмотрели периоды с 2007 по 2013 годы…

pic.alt

Фото: из архива «ХД».      Асфальт на улице Мира «смыло» через два года после ремонта

2014 год

В 2014 году ТОО «АБЗ+» была начата реконструкция улицы 50 лет Октября от переулка Студенческого до станции Железорудная. Было выделено 511,5 миллионов тенге из республиканского бюджета, гарантийный срок - 3 года.

В свою очередь, ТОО «Аяз» завершило реконструкцию улицы Корчагина, освоив в 2014-ом 90,5 миллионов тенге. Гарантия - 3 года.

Были начаты ремонтные работы на подъездных путях к станции Железорудная. Стоимость - 126,5 миллионов тенге, выделенных из областного бюджета. Гарантия - 3 года. Также ТОО был проведен текущий ремонт улиц Ленина, Дзержинского, Качарской и 40 лет Октября на 12,7 миллионов тенге. Гарантийный срок - 1 год.

Приличная сумма перепала на долю ТОО «ДК Кардинал». На средний ремонт проспекта Комсомольский от Ленина до кольца, и на Ленина от Марите до Гагарина было выделено 200 миллионов. Гарантия - 3 года. И на внутрикварталки в 6,7,8,13,20 микрорайонах и 14,32 кварталах было выделено 313,1 миллионов тенге. Гарантия - 1 год.

Стоит отметить еще одно эпохальное событие, а именно, большое совещание «по дорогам», проведенное весной 2014 года в Костанае. Чиновники в очередной раз говорили о неудовлетворительном состоянии дорожного полотна. Тот факт, что дороги в неудовлетворительном состоянии, отметил и присутствовавший на заседании заместитель акима Костанайской области Евгений Аман.

Тут же была предложена и панацея от всех дорожных бед. Присутствующий на активе Владимир Кочин, который в течение 10 лет возглавлял областной департамент инфраструктуры и строительства, отметил: дороги будут качественно ремонтироваться только тогда, когда власти лишат лицензии одного подрядчика и одного проектировщика, а также накажут руководство соответствующего надзорного органа…

Вот только все осталось на словах.

2015 год

ТОО «АБЗ+» завершило ремонт улицы 50 лет Октября. Было освоено 55 миллионов тенге из республиканского бюджета. Гарантийный срок - 3 года.

ТОО «Аяз» на текущих ремонтах улиц Топоркова, Мира, Парковой, Качарской, 40 лет Октября, Ленина, Комсомольском, Космонавтов и Сандригайло было освоено 300 миллионов тенге. Гарантия - 1 год.

ТОО «ДК Кардинал» осуществляли средний ремонт улиц Батищева-Тарасова, Дзержинского (от Горняков до Молодой Гвардии), Строительной (от Горняков до Пушкина), Чайковского, Глинки и Сеченова. Стоимость - 98,5 миллионов тенге. Гарантия - 3 года. А также на внутрикварталках в 10,13,16 и 19 микрорайонах было освоено еще 49,2 миллиона. Гарантия - 1 год.

Между тем прокуратурой Рудного была проведена проверка в городском отделе ЖКХ. Надзорный орган интересовало соблюдение законодательства об автомобильных дорогах при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, а также соблюдение законности при расходовании бюджетных средств, выделенных на указанные цели.

В результате были установлены факты неисполнения организациями обязательств по ордерам на производство работ, выданных отделом ЖКХ.

Также были установлены факты разрушения асфальтобетонного покрытия на автомобильных дорогах, при этом гарантийные сроки на качество дорог, выданные подрядными организациями, не истекли.

По указанным фактам прокуратурой Рудного было внесено представление, по итогам рассмотрения которого подрядчикам пришлось устранить дефекты.

2016 год

Таким образом, начиная со скандального 2011 года, когда в Рудном были перекрыты ряд центральных улиц из-за аварийного состояния дорожного полотна, под асфальт были закатаны миллиарды тенге.

Однако, 2016 год начался опять с критики. Весной асфальт уплыл со многих улиц. Масса жалоб от рудничан поступала по состоянию улиц: Мира, Качарской, 40 лет Октября, Горняков, Дзержинского. Тогда на критический материал о состоянии дорог в нашем городе акимат разразился следующим пресс-релизом.

«Прошедшая зима отметилась сложными погодными климатическими особенностями. Частое таяние снега, осадки в виде дождя и последующие морозы, привели к ухудшению асфальтового покрытия дорог, что проявилось после схода снега. Многочисленные выбоины и трещины в асфальте присутствуют практически на каждой улице города. Вместе с тем акимат города Рудного не снимает с себя ответственности за состояние дорог города».

Также сообщалось, что за истекшие пять лет в городе проведены работы по ремонту улиц и дорог на общую сумму 3 миллиарда тенге. Отремонтированы капитально улицы: Павла Корчагина, 50 лет Октября. Текущим ремонтом охвачены улицы: Ленина, Ивана Франко, Володарского, Мира, Молодая Гвардия, Качарская, Батищева-Тарасова, проспект Комсомольский, подъездная дорога к станции Железорудная. За счет программы развития моногородов произведен текущий ремонт внутриквартальных дорог на общую сумму 963 миллиона тенге. Работы производились силами подрядных организаций ТОО «Аяз», ТОО «АБЗ+», ТОО «ДК Кардинал».

«В текущем году наблюдается дефицит финансирования, связанный со сложной экономической обстановкой. Сокращение затрат затронуло все программы городского бюджета, в том числе расходы, связанные с ремонтом дорог. В бюджете 2016 года предусмотрены средства на текущий ремонт дорог на сумму 29 миллионов тенге.

После наступления благоприятных погодных условий ямочным ремонтом будут охвачены самые проблемные участки дорог. Кроме того, поданы заявки в вышестоящие органы на увеличение финансирования указанных затрат. Планируется увеличить расходы на текущий и средний ремонты дорог. В ближайшей перспективе на период 2017-2019 годы запланированы к капитальным ремонтам следующие участки улиц: Качарская (в границах улицы Корчагина и объездной дороги), Горняков (в границах улиц Парковая и Топоркова), дорога к поселку Горняцкий», - сообщалось в пресс-релизе…

foto2_2.jpg

Фото: из архива «ХД».      Чем думали проектировщики, когда разрабатывали проект реконструкции Парковой - остается загадкой 

Стоит отметить, что «кризисный» 2016 год все-таки закрыли благодаря вливаниям из республиканского и областного бюджетов. Да и в городском наскребли по сусекам, чтобы увеличить сумму, выделенную на ремонт дорог.

ТОО «АБЗ+» завершило реконструкцию улицы 50 лет Октября от Студенческой до железнодорожного вокзала. Из республиканского бюджета было освоено 198,2 миллиона тенге.

Из областного бюджета на средний ремонт было выделено 299,4 миллиона тенге. Работы проводились новеньким подрядчиком - ТОО «Вакхстрой». Ремонтами были охвачены улицы: Мира (от Молодой Гвардии до Корчагина), Ленина (от Топоркова до ТД «Особняк»), еще один участок Ленина (от «Ковша» до АЗС «Гелиос»), 40 лет Октября (от Ленина до Топоркова), путепровод на поселок Горняцкий, Котельная в поселке ФЗО (от АЗС «РТК» до «Имсталькона»).

Этим же подрядчиком на деньги городского бюджета в сумме 145,8 миллионов тенге был выполнен текущий ремонт участков улиц: Ленина, Топоркова, Космонавтов, Качарской, 40 лет Октября, Парковой, Горького, Марите Бежите, Володарского, Франко, Свердлова, Молодой Гвардии и проспекта Комсомольский.

2017 год

Юбилейный для Рудного год начался с не меньшего скандала. По договоренности с акиматом, без проведения тендера в начале мая ТОО «Вакхстрой» начало снимать асфальтовое покрытие на улице Ленина. Аналогичное снятие покрытия было проведено и ТОО «ДК «Кардинал» на Качарской. Асфальт сняли… и бросили более чем на два месяца, поскольку в дело вновь вмешалась городская прокуратура.

В итоге, 13 июня в адрес акимата было вынесено представление об устранении нарушений законности. Также руководство ТОО «Вакхстрой» и ТОО «ДК «Кардинал» были привлечены к административной ответственности. А руководителя городского отдела ЖКХ привлекли к дисциплинарке.

Но история на этом не закончилась. После проведения конкурсов ТОО «Вакхстрой», начавшее работы по договоренности с акиматом за свой счет, и вовсе оказалось в пролете. Право на проведение текущего ремонта дорог получило ТОО «Гренада». Подрядчиком были отремонтированы следующие улицы: 50 лет Октября, Ленина (от Комсомольского до «Ковша»), Горького, Алтынсарина и подъездные пути к детскому саду N10 и городской поликлинике.

Право на проведение среднего ремонта получило ТОО «ДК «Кардинал». В перечень улиц вошли: Франко (от Ленина до Парковой), поселки Горняцкий и ФЗО, Ленина (от Топоркова до Комсомольского), Космонавтов (от Ленина до Парковой), проспект Комсомольский (от Ленина до Володарского), Парковая (от Франко до Кустанайской), Качарская (от Ленина до Топоркова), Топоркова (от Ленина до Корчагина) и Марите Бежите (от Ленина до Парковой).

Здесь стоит обратить внимание на сумму финансирования. По 2017 году первый запрос по ремонту дорог редакцией «Хорошего Дела» был отправлен в сентябре, когда мы подводили итоги празднования юбилея Рудного и проведения областной спартакиады «Тын-Целина». Так вот, в сентябре отделом ЖКХ сообщалось, что на все виды ремонтов в 2017 году было выделено 770 миллионов тенге, в том числе 740 миллионов из области на проведение среднего ремонта, и 30 миллионов на текущий ремонт из городского бюджета.

А вот в ответе на повторный запрос, уже в октябре, где мы просили указать весь перечень проведенных ремонтов и выделенных на это сумм с 2012 по 2017 годы сумма несколько отличалась. Так, на текущий ремонт из городского бюджета было выделено 27,9 миллионов. А вот на средний ремонт всего 90,3 миллиона вместо ранее указанных 740 миллионов!

Вечные отговорки

Как видите, уважаемые читатели, на дороги в Рудном за последние 10 лет ушли миллиарды бюджетных денег, которых бы с лихвой хватило, чтобы закатать в асфальт все улицы города. Увы. Если следовать официальным ответам, то у нас примерно с десяток улиц-счастливчиков, которые ремонтируют из года в год, а вот до остальных руки не доходят.

Хотя, причина столь странного выбора улиц нашими чиновниками вполне объяснима. Все дело в гарантийных сроках. Кстати, это одна из причин неудовлетворительного состояния наших дорог. Согласитесь, уважаемые читатели, но когда на ямочный ремонт гарантия дается ровно на год, а на средний и капитальный - 3 года (на капиталку за редким исключением дают 5 лет - авт.), то одни и те же улицы можно латать ежегодно, но толку от этого не будет.

К слову, этот вопрос (уже в который раз - авт.) весной прошлого года поднимался на совещании с участием акима области Архимеда Мухамбетова. Бывший тогда прокурором Костанайской области Марат Кайбжанов предложил продлить гарантийный срок.

По его словам, в ходе прокурорских проверок было выявлено, что одной из главных причин плохих дорог является некачественная работа подрядчиков. Они нарушают технологию укладки асфальта, экономят на материале, в итоге, по данным прокуратуры 60 процентов автодорог области находятся в плохом состоянии и даже те, которое ремонтировались сравнительно недавно.

«Необходимо отметить, что дороги начинают разрушаться через 2-3 года после их восстановления, при этом непонятно, чем руководствуются акиматы районов и городов, и в первую очередь город Костанай, устанавливая гарантийные сроки всего в 1-2 года, по истечению которых государство вновь должно изыскивать средства на их восстановление»,- сообщил на совещании Кайбжанов.

Прокурор области предложил продлить строк гарантий до пяти лет. По его словам, это поможет повысить ответственность предприятий и вынудит подрядчиков соблюдать технологию и применять качественные материалы. Понятно, что на местах исполнительная власть не может самостоятельно отменять или изменять гарантийные сроки. Есть технический регламент, нормы, утвержденные правительством. Но что помешало надзорному органу выйти с этой инициативой на уровне Астаны? Ведь это проблема не только Костанайской области.

Вот только в августе уже этого года Кайбжанов перебрался в Актюбинскую область, а его прошлогодние слова так словами и остались.

У чиновников есть еще целая масса отговорок, объясняющих недолговечность ремонтов. Это и климатические условия. Дескать, у нас большой температурный разбег, и асфальт просто не выдерживает. Ну, так что мешает ужесточить требования и контроль над качеством материалов, и применяемых технологий? Ведь все зависит от подрядчиков. На сегодняшний день в мире применяются технологии, по которым гарантийный срок устанавливается до 25 лет!

Но, у чиновников и на это есть отговорки, якобы у нас просто нет таких материалов, да и с подрядчиками, способными освоить и применять подобные технологии, проблема…

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на один факт из истории ремонта улицы Мира. Текущий ремонт был проведен в 2012 году. Причем, участок от Молодой Гвардии до Сандригайло ремонтировали подрядчики из Костаная по договору с городским акиматом. А вот ремонт участка от управления комбината до Молодой Гвардии проводился силами АО «Рудныйсоколовстрой» по меморандуму с АО «ССГПО».

В 2015 году «бюджетный участок» дороги развалился, а весной 2016-го остатки асфальта просто смыло. Вновь были выделены деньги на ремонт. А вот участок, отремонтированный АО «РСС» стоит до сих пор, и находится в удовлетворительном состоянии. Так может быть дело не в материалах и подрядчиках?

Масштабная кормушка

Контракты на ремонт и строительство дорог в Казахстане принято считать одним из самых коррумпированных и непрозрачных секторов в сфере государственных закупок. То, что здесь воруют, и притом воруют много, ни для кого не новость. Деньги в отрасли вращаются огромные. Неофициальные данные свидетельствуют, что в отрасли не менее 30 процентов государственных ассигнований уходят в теневой оборот, на всевозможные «откаты» и прочие схемы. Хотя официально громко говорить обо всем этом не принято по ряду причин.

А схем, действительно, много. Начиная от простых «откатов» до… отсутствия единых сметных норм, чем пользуются заинтересованные граждане в рамках тендеров.

К примеру, в строительстве любых объектов сейчас имеется множество не оцененных нормами и расценками работ, затраты на которые исчисляются миллиардными суммами. Отдельные виды работ вообще отсутствуют в сметной нормативной базе Казахстана. Соответственно, расходы на них могут закладываться любые, и никто не будет за это отвечать.

Наши чиновники умудряются «пилить» и на материалах, причем в масштабе всей страны. В данном случае речь идет о битумных войнах. Достаточно вспомнить, как в 2013 году строительство и ремонт дорог задержалось из-за того, что из России поставлялся некачественный битум Омского НПЗ, и казахстанская сторона запретила его ввоз. Пока разбирались с качеством и «бодались» с россиянами, цена за тонну битума в Казахстане выросла с 35-40 тысяч тенге за тонну до 90 тысяч.

Из-за того, что цена намного превысила суммы, заложенные в тендерных документах, а местные акиматы требовали четкого выполнения сроков и грозили штрафами, фирмы-подрядчики во избежание лишних расходов начали использовать асфальт с меньшим содержанием битума.

Кстати, эта проблема повторяется из года в год, и дело не только в Омском НПЗ. На сегодняшний день в стране действуют четыре основных завода по производству дорожного битума: ТОО «СП «CaspiBitum», ТОО «Павлодарский нефтехимический завод», ТОО «Газпромнефть-Битум Казахстан» и ТОО «Асфальтобетон 1». Чиновники уверяют, что они сполна покрывают потребности отрасли, «заставляя» подрядчиков ориентироваться на поддержку отечественного производителя. В свою очередь, производители сезонно повышают цены на битум, вынуждая подрядные фирмы закупать контрабандный материал не всегда соответствующего качества…

И это лишь некоторые моменты, которые делают ремонт дорог бесконечным.

В данном случае правительству, направляющему миллиарды на дорожное строительство, следовало бы четко видеть, какая часть этих средств действительно «ложится в бетон», а какая уходит в карманы.

Правда, остается вопрос - случайность это, или закономерность, что в отрасли созданы практически идеальные условия для бесконтрольного вывода бюджетных средств.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы можете оставлять комментарии, но для более удобного пользования сайтом, пройдите этап регистрации.

Проверочный код
  • Гость

    Интересно написали про ремонт дорог внутриквартальных в 8-м микрорайоне. Делали асфальт без поребрика возле дома Парковая,66 года 2 назад,исключительно после 11 вечера. Там живет сотрудник одного из ТОО,потому что машина все время стоит служебная. и все,больше в 8-м микрорайоне нигде и никогда ничего не ремонтировалось и не ложилось внутри дворов. Может подтвердить Скаредина.зам.акима

  • Гость

    Интересно: когда -нибудь будут ремонтировать дороги во дворах?

Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×