Народные промыслы

Секреты войлочных ковров текемет

Распространять и сохранять культурно-историческое наследие народа, сберегать вековые традиции и прививать их молодому поколению, начиная с дошкольного возраста - такой целью руководствуется городское методическое объединение преподавателей казахского языка.

pic.alt

Фото: А.Сыздык.      Мастер-классы рудненских педагогов получают восторженные отзывы

Педагоги провели уже девять мастер-классов для коллективов городских детских садов и раскрыли премудрости древнего национального ремесла - создание войлочных узоров и ковров «текемет». Текемет - одно из достояний национального декоративно-прикладного искусства. История войлочных ковров уходит корнями в эпоху казахского кочевья. Домашние промыслы были неотъемлемой частью повседневных забот жителей казахских степей.

Суровые условия кочевой жизни наложили свой отпечаток на эту сферу традиционной культуры, сделав домашнее производство частью натурального хозяйства, направленного на удовлетворение нужд и потребностей членов семьи или рода. В казахском обществе наблюдалось четкое разделение ремесленного производства на мужское и женское.

Мужское включало в себя такие виды промыслов, как кузнечное, ювелирное, столярное, кожевенное, косторезное, камнерезное дело, в то время как прерогативой женщин были: обработка шерсти, ткацкое дело, вышивка, плетение. Производство предметов домашнего быта в значительной степени базировалось на сырье из собственного хозяйства - шерсти овец, верблюдов, пухе и волосе коз, конском волосе, коже.

Важную часть домашнего производства составляло изготовление и обработка войлока, использовавшегося для различных целей, но в первую очередь для покрытия юрты и ее внутреннего убранства: в частности, простые кошмы, напольные войлочные ковры - текемет, постилочные стеганые ковры - сырмак. Весьма самобытными были парадные настенные вышитые ковры, которые нередко также нашивались на войлочную основу. Существует легенда о возникновении войлочных ковров.

Степь - это не только трава и бескрайние просторы. В степи водятся множество различных тварей - змеи, скорпионы, фаланги и другие ядовитые создания. Люди бродили по степи и пасли овец. Тогда еще не использовали ни войлок, ни ковры. Все было из шкур. Люди не замечали, что овцы верно служат народу, не только давая мясо и одежду, но и защищая людей от ядовитых тварей. Там, где пасутся овцы, трудно найти змею или скорпиона. Они боятся овец панически. Овцам надоело, что их бездумно убивают, и они ушли от людей. А этого только и ждали злые духи, и они наслали на людей всех ядовитых тварей, которых смогли собрать в бескрайней степи. Люди стали гибнуть от укусов змей и скорпионов. Старик-кочевник, оглядев поредевшее племя, понял, что-то надо делать. Он пошел к овцам и стал просить их вернуться к людям. Овцы согласились, при условии, что люди не будут бездумно их убивать. Взамен овцы научили людей делать войлок и ткать одежду из шерсти. Так овцы помогли людям защитить себя от ядовитых созданий. Есть доля истины в этой легенде. Шерсть, действительно, отпугивает нечисть.

Перед каждым выступлением в очередном детском саду педагог Зауреш Муржакупова неизменно рассказывает собравшимся эту легенду. А потом ее коллеги на время превращаются в древних мастериц и погружаются в творческий и трудоемкий процесс.

Из осенней овечьей шерсти женщины на глазах у многочисленных зрителей создают неповторимый предмет убранства юрты. После стрижки овец шерсть очищают от сора и грубого мусора, затем ее промывают в соленой щелочной воде, чтобы она была чистой и без специфического запаха. Этот процесс «тазалау» показывает Раушан Дельмухамбетова.

Затем Сабира Нурмагамбетова и Мира Кусебаева приступают к «сабалау»: с помощью прутьев из тальника, которые готовились заранее, вымачивались для гибкости и прочности, ритмичными движениями отхлестывают шерсть, чтобы распушить ее от комков после промывки.

Алия Бегайдарова специальной расческой вычесывает шерсть, делая ее пушистой. Если на всех рукодельниц инструмента не хватало, процесс «тарау» и «туту» выполнялся руками, что и продемонстрировала Зейнель Кенжегалиева, одновременно вытягивая и сворачивая шерсть в клубочек для последующего окрашивания.

Бахыткуль Оразбаева рассказала о процессе окрашивания, для этого использовались травы, корни растений, которые варили в больших казанах. Узоры и орнамент делали отдельно. После этого на камышитовую циновку выкладывается основа будущего текемета, Сауле Есетова и Надия Букебаева симметрично располагают на нем узоры и объясняют значение каждого орнамента. Затем шерсть накрывают тонкой тканью, чтобы не испортить рисунок. Чтобы узоры склеились с основой, Алия Бегайдарова опрыскивает их горячей мыльной водой, после чего всю основу сворачивают в рулон вместе с циновкой и обильно поливают водой.

Сильные женщины Мира Кусебаева и Сабира Нурмагамбетова туго обвязывают арканом рулон и начинают его пинать, процесс «тебу» нужен для прессования и уплотнения изделия. Затем под аккомпанемент старинной народной песни рулон укатывают локтевым суставом - «билектеу». После этого рулон поднимают и кидают оземь - «карпу». Наконец, рулон освобождают от веревок, разворачивают, текемет готов, но он будет еще некоторое время сушиться, чтобы наполниться теплом от солнца, земли, ветра. Чтобы защитить дом от сглаза и привлечь достаток, хозяйка кидает на него лоскуток красной ткани и сыпет зерно.

- Связывая историческое прошлое с современными реалиями, мы строим гармоничное будущее. Сегодня патриотизм рассматривается не просто как нравственная ценность и показатель высокого морального духа общества, а как крепкий фундамент, который связывает воедино историческую память, культурное наследие своей земли, обычаи и традиции своего народа. Соединяясь воедино, культурная самобытность народа превращается в мощную преобразующую и созидательную силу, способную обеспечить эффективное развитие общества, - напомнила собравшимся Гульнар Молдахметова выдержки из программы «Рухани жаңғыру».

Со своей необычной программой и увлекательным мастер-классом педагоги-энтузиасты познакомили коллективы девяти городских детских дошкольных учреждений, получая в каждом их них восторженные отзывы.

По мнению коллег-зрителей, программа познавательная, люди узнают много нового о народном женском ремесле, программа построена в увлекательной, интересной форме, некоторые вспомнили картины своего далекого детства и даже всплакнули, рассказывая, как их бабушки в аулах и селах валяли из шерсти текемет.

Программа носит прикладной характер, ее элементы можно использовать на занятиях с детьми, что уже успешно демонстрирует Зауреш Муржакупова в детском саду №6.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы можете оставлять комментарии, но для более удобного пользования сайтом, пройдите этап регистрации.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×