Прокуроры отреагировали на бардак

Что изменится в пассажирских перевозках?

После трагедии в Актюбинской области со сгоревшим автобусом, в котором погибли 52 пассажира, Министерство индустриального развития РК инициировало проверку всех рейсовых автобусов…

pic.alt

Фото: yandex.kz.      Трагедии в Актюбинской области со стала поводом для проверки отрасли по всему Казахстану

Пока гром не грянет

Также генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров поручил Главной транспортной прокуратуре и прокурорам областей организовать проверки в сфере нерегулярных пассажирских автоперевозок.

В итоге, Генеральная прокуратура РК провела анализ соблюдения законности при организации внутригородских пассажирских автобусных перевозок, по результатам которого надзорный орган внес представление в адрес премьер-министра об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующих, сообщается на сайте ведомства.

В частности, Генпрокуратура выявила ряд проблемных вопросов в автотранспортной отрасли: недостаточное правовое регулирование, отсутствие программного документа и единой практики применения налогового администрирования.

«Последствия указанных пробелов уже сказываются на субъектах предпринимательства, занятых в сфере автоперевозок по всей республике. К примеру, в городе Усть-Каменогорске фискальный орган усмотрел неверное применение налогового режима автопредприятиями при осуществлении совместной деятельности. В целях защиты общественных интересов 18 января этого года прокурор Усть-Каменогорска обратился в суд с заявлением об отмене налоговых уведомлений в адрес автоперевозчиков», - сообщается в пресс-релизе Генпрокуратуры.

Напомним, что в начале января перевозчики ВКО пожаловались на областных фискалов. После проверок шести юридическим лицам доначислили налогов на 4,5 миллиарда тенге! По сути, это могло парализовать автобусное движение в Усть-Каменогорске. По мнению перевозчиков, они ничего не нарушили, заключили с индивидуальными предпринимателями договоры о перевозках, чтобы меньше платить налоги. В ДГД посчитали, что это уход от налогов, так как ИП платят только три процента налогов, а юрлица - корпоративный подоходный налог в размере 20 процентов от оборота.

Другой причиной проблемной ситуации в сфере автоперевозок Генпрокуратура назвала отсутствие субсидирования убытков автопарков со стороны местных исполнительных органов.

В акте реагирования Генпрокуратура предложила принять комплексные меры по улучшению качества и доступности пассажирских автоперевозок, обеспечению прозрачности формирования тарифов, развитию транспортных услуг в условиях добросовестной конкуренции и социальной ответственности.

Бесконечная халява

Самое интересное, что бардак в отрасли творится не первый год. При этом попытки перевести рынок автомобильных перевозок в правовое поле предпринимались неоднократно. Однако, толку они так и не принесли. Достаточно поднять первую редакцию Закона «об автомобильных перевозках», принятого в 2003 году. На сегодняшний день от нее мало что осталось, закон буквально испещрен дополнениями и изменениями. В 2011 году на уровне постановления правительства РК утвердили Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в котором были прописаны весьма жесткие условия, регулирующие эту сферу.

Но законы просто не работают. В этом можно убедиться на примере Рудного. В законе сказано четко, на бесплатный проезд право имеют дети до семи лет. Дети до 15-ти лет пользуются правом 50-процентной скидки от стоимости проезда. Все остальные - на общих основаниях, либо их провоз должен дотироваться местным исполнительным органом. Между тем, ЖКХ и перевозчики в Рудном от тендера к тендеру «договариваются» по льготникам, правда, не без нервотрепки. В итоге, никаких социально-значимых маршрутов, никаких договоров субсидирования. Предоставление льгот было внесено в шкалу оценки конкурсных предложений, как предоставление льгот за счет собственных доходов перевозчиков.

Понятно, что от тендера к тендеру это приводило к неизменным скандалам. Достаточно вспомнить, какое противостояние возникло при утверждении нового тарифа в конце 2006 года. В 2005-ом после проведения конкурса проезд стал стоить 20 тенге. В 2006-ом перевозчики просили поднять до 30-ти. Спор за 10 тенге привел к тому, что в декабре 2006 года часть автобусов просто не вышла на линию, официальной реакции на это событие со стороны городских властей не последовало. Не было ее и после общего собрания водителей, прошедшего в ЦД «Орбита». Тем не менее, акимат полностью удовлетворил требования водителей, увеличив стоимость проезда на запрашиваемые 10 тенге. Тогда же был отменен льготный проезд для студентов Рудненского индустриального института, навязанный перевозчикам после поручения экс-акима области Сергея Кулагина.

Не меньший скандал вспыхнул после нового конкурса в 2009 году, и последующим повышением проезда до 35-ти тенге в 2010-ом. В 2011 году проезд подняли до 45-ти тенге, хотя перевозчики, основываясь на расчетах, просили 50 тенге.

Попытка пересмотреть тариф, действующий с 2011 года, была предпринята в 2014 году. Тогда перевозчики просили установить тариф в 55 тенге. Хотя уже тогда, на май 2014 года, себестоимость проезда на городских маршрутах составляла 72 тенге! Однако, тариф остался прежним.

Последний конкурс вновь стал поводом для разборок между перевозчиками и акиматом. Стоит напомнить, что в измененных правилах тариф предлагали сами перевозчики. В свою очередь, уполномоченный орган в лице отдела ЖКХ на основании поданных заявок проводит конкурс, либо отказывает перевозчикам, считая их требования необоснованными.

Первый конкурс, проведенный в ноябре 2015 года, был признан несостоявшимся. Повторный конкурс провели 20 января 2016 года. Отметим, что по требованиям перевозчиков у специалистов отдела ЖКХ вопросов не возникло. А вот по лотам возникло много разногласий, которые вылились в судебные разбирательства. Позднее грянул скандал с ценой проезда.

Акимат настаивал на подписании договоров по следующей тарифной сетке: общий - 45, пенсионеры - 35, дети от 7 до 15 лет - 25 тенге, уверяя, что тариф будет изменен после процедур согласования. В свою очередь перевозчики отказывались подписывать договоры в подобной редакции, направляя в ЖКХ протоколы разногласий и жалобы в прокуратуру.

В итоге, после представления надзорного органа лишь в апреле 2016-го договоры были подписаны с тарифами, предложенными ЖКХ, но с оговоркой, что с 1 июня после согласования в силу вступят расценки, предложенные перевозчиками.

Прошло почти два года. Общий проезд на данный момент составляет 60 тенге. Много это или мало? Это с какой стороны посмотреть. Для пассажиров - много. А вот у перевозчиков иное мнение.

Так, еще в 2015 году себестоимость отдельных маршрутов в Рудном, рассчитанная согласно методике, утвержденной приказом министра транспорта и коммуникаций, составляла 100 и более тенге. К примеру, маршрут №29 - 136,6 тенге, «семерка» - 179,8 тенге, 12-й - 110,1 тенге. Имелись маршруты, себестоимость которых была ниже действующего тарифа, но если исходить из средней стоимости, то она составляла - 81,7 тенге. Добавим к этому, что часть городских маршрутов просто нерентабельна. А сколько их уже кануло в лету? К примеру, в последнем конкурсе лот №6 предусматривал четыре маршрута -№25, «мертвый» уже с 2005 года, и новые маршруты №53, 54 и 55. В итоге, они так и остались на бумаге.

«Бордюрное» такси

К слову, у местных перевозчиков не все гладко и в сфере междугородних и международных перевозок. Достаточно вспомнить акцию протеста, проведенную ими в Костанае 22 апреля 2014 года, когда 14 из 50 перевозчиков отказались везти пассажиров внутри области и в Россию. В акции протеста участвовало и рудненское ТОО «Рудныйавтотранс», которое обслуживало на тот момент более 40 процентов маршрутов в этом сегменте рынка.

С чем это было связано? Просто обещания властей начать с 1 апреля борьбу с нелегальными перевозчиками осталось только на бумаге. Так сказать, первоапрельская шутка. Между тем областной рынок международных перевозчиков практически полностью заняли автобусные нелегалы. Это самые популярные маршруты в ближайшие российские города - Челябинск и Екатеринбург.

Официально такие рейсы именуют международными. И к перевозчикам, осуществляющим их, предъявляются весьма серьезные требования.

При этом, официальных перевозчиков вытесняют с рынка перевозчики на микроавтобусах, работающих с многочисленными нарушениями действующего законодательства.

Так, согласно «Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», автобусы, используемые на международных автомобильных сообщениях, должны быть оборудованы тахографами, которых нет ни в одном микроавтобусе. Также, согласно «Закону о транспорте», регулярные международные перевозки пассажиров осуществляются только с автовокзалов и автостанций. Микроавтобусы забирают пассажиров с домашних адресов.

Прибавьте к этому отсутствие сменщика на микроавтобусах, а также билетов и багажных квитанций. Но самое главное - отсутствие лицензий на осуществление перевозок, которые владельцы микроавтобусов просто не могут получить из-за жестких квалифицированных требований к международным перевозчикам.

К слову, лицензии ввели в 2012 году как раз для того, чтобы избавить автобусный рынок от нелегалов. Но получили обратный эффект.

Такая же история и с таксистами. По закону, помимо заключения договора с местным исполнительным органом, перевозчик такси, согласно статье 26 обязан: во-первых, «использовать для перевозок пассажиров и багажа такси, имеющие единую цветовую гамму и отличительные обозначения в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Во-вторых, «иметь в наличии таксометр или контрольно-кассовый аппарат для каждого автотранспортного средства». В-третьих, «обеспечить прохождение предрейсового технического осмотра автотранспортных средств и предрейсового (предсменного) медицинского осмотра водителей такси».

Сколько воды уже утекло с момента принятия закона. Но если взглянуть на местные реалии, то большинство таксистов в городе продолжают работать нелегально или полулегально.

В основном, услуги оказываются либо дикарями-бордюрщиками, либо диспетчерскими службами, заключившими договор, в котором предусматривается обязательная оплата процентов за услугу и ответственность за сохранность рации. Большего требовать от водителей диспетчерские службы не могут. В свою очередь, водителю для работы в такси достаточно оформить страховку на пассажиров и получить патент.

То есть, проблемы отрасли вполне очевидны. Это неработающие законы, вернее, отсутствие контроля над исполнением. В связи с этим действия Генпрокуратуры скорее напоминают старую поговорку: «Пока гром не грянет».

Гром грянул, 52 человека сгорели заживо. Вот только поможет ли внезапная активность надзорного органа изменить ситуацию с перевозками - большой вопрос.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы можете оставлять комментарии, но для более удобного пользования сайтом, пройдите этап регистрации.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×