Синдром ПКСК

От смены руководства прозрачности не будет?

«Когда мы говорим о жилье на Западе, мы говорим о правах и обязанностях. Когда мы говорим о жилье в Восточной Европе, мы говорим о квадратных метрах и текущих трубах. На Западе жилищная проблема - проблема правовая. В Восточной Европе - проблема материально-техническая»…

pic.alt

Фото: yandex.ru

Эти проблемы были озвучены профессором Колумбийского университета Питером Маркузе на конференции Европейской жилищной сети в Осло еще в 1991 году. Актуальны они и сейчас. Более того, мы не Запад, и даже не Восточная Европа. У нас эти проблемы тесно пересекаются между собой, обостряясь еще и инертностью собственников.

Наглядным примером может послужить ситуация, разворачивающаяся в ПКСК «Диас». В начале года в редакцию «Хорошего Дела» от имени инициативной группы обратилась собственник ПКСК «Диас» Марина Гашкова, предоставившая массу копий различных документов: решения судов, протоколы общих собраний, и прочее.

Собственно, из документов стало понятно одно. В ПКСК произошли разногласия между двумя инициативными группами, в результате которых произошла смена правления кооператива.

Так, 17 сентября 2016 года в ПКСК проходит собрание, на повестку которого вынесен один вопрос - проведение аудиторской проверки. Необходимого кворума на собрании не было. Позднее, 10 декабря проводится еще одно собрание с абсолютно другой повесткой, но почему-то по протоколу проходящее, как повторное. На этом собрании проходят перевыборы председателя - новым руководителем ПКСК становится Александр Безрук, избирается ревизионная комиссия и правление.

Кворума опять нет. Тогда 8 января 2017 года проводится третье собрание, на котором подтверждается переизбрание руководителя, а также меняется состав правления. Самое интересное, что в протоколах этого собрания, предоставленных в суд, и в УГД Рудного, при регистрации нового председателя есть разночтения. Собственно, эти нарушения и стали поводом для судебных разбирательств. В итоге исковые требования Гашковой и еще двух собственников были удовлетворены частично. Решения общего собрания от 10 декабря 2016 года признаны недействительными. Решения собрания от 8 января 2017 года - законными. Требования еще одного собственника - Баутиной, которая просила признать решения об избрании членов ревизионной комиссии и правления на собрании от 10 декабря незаконными - удовлетворены полностью. Апелляционная коллегия оставила решение без изменения, и оно вступило в законную силу…

Казалось бы, вопрос исчерпан. И хотя инициативная группа обратилась с кассационной жалобой, на данный момент есть решение суда. Вот только обращения в редакцию других собственников, не входящих в состав инициативной группы, свидетельствуют о том, что действия нового руководства горячей поддержки не находят.

А поводом для возмущения стало повышение тарифа. Плата за техническое обслуживание в «Диасе» поднялась с 30 до 38 тенге за квадратный метр. При этом вопрос вызывает не сам факт повышения - при действующих тарифах, даже в 38 тенге, кооперативы едва сводят концы с концами - а как это было сделано.

Забавно, что Александр Безрук был избран новым председателем на волне недовольства отдельных собственников прежним руководством. Причина - непрозрачность деятельности. А все ли прозрачно у нового руководителя?

Итак, статья 42-1 Закона РК «О жилищных отношениях» предусматривает, что утверждение тарифа за техническое обслуживание - это прерогатива общего собрания собственников.

В ПКСК «Диас» повышение тарифа прошло без каких-либо собраний. В начале марта 2018 года состоялось заседание правления кооператива, члены которого приняли решение с 1 мая повысить плату за квадратный метр, наплевав на мнение почти трех тысяч собственников кооператива. При этом еще подтверждая незаконные действия соответствующими документами - протоколом решения правления №4 от 3 марта и приказом № 65 от 28 апреля. Интересно, из каких расчетов исходило правление, повышая тариф? Собственно, этим вопросом задаются и члены ПКСК. Собрания не было, смета не озвучивалась, словом, никакой информации - просто цифры с потолка.

Опять же, к слову о прозрачности. Марине Гашковой было отказано в предоставлении информации по финансовой деятельности кооператива за 2017 год и первый квартал 2018 года. Мотивировка интересная. Якобы, ссылки собственника на статьи 2 и 50-2 Закона «О жилищных отношениях» необоснованны. Для начала собственникам в лице Гашковой было предложено зарегистрировать дом, как объект кондоминиума, а уже потом требовать предоставления ежеквартальной отчетности.

Что тут скажешь. Видимо, для руководства ПКСК разъяснения различных уполномоченных государственных органов не очевидны. Независимо от наличия регистрации многоквартирный жилой дом является объектом кондоминиума со всеми вытекающими, в том числе и открытием сберегательного счета на каждый дом и ежеквартальной отчетностью. Здесь нюанс в другом. Согласно введенным нормам собственники обязаны помимо оплаты текущих расходов ПКСК, ежемесячно вносить на сберегательный счет органа управления сумму на капитальный ремонт в размере, определяемой на собрании собственников. При этом взнос не должен быть меньше 0,02-кратного месячного расчетного показателя. Итого, от 70 до 90 тенге за квадрат, в зависимости от действующего тарифа ПКСК. Такие тарифы ни одно общее собрание не утвердит. Значит и требовать открытия счетов от ПКСК бессмысленно, учитывая дополнительные затраты на обслуживание счета в банках второго уровня. А вот что касается общей отчетности, то предоставлять ее ПКСК обязаны.

Но что особенно развеселило, так это отсылка к статье 14 Закона «О потребительском кооперативе», согласно которой член кооператива вправе получить информацию в порядке, предусмотренном уставом кооператива. Вот только уставом ПКСК «Диас» такой порядок не предусмотрен, а значит и информацию предоставлять не обязаны.

Интересно, когда это устав ПКСК вдруг стал выше закона? Опять же, ПКСК хоть и является потребительским кооперативом собственников квартир, но к Закону «О потребительских кооперативах» относится с натяжкой. Давайте заглянем в законодательство. Итак, потребительский кооператив - это «добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов».

А что такое паевой взнос? Это - «фонд, состоящий из имущественных (паевых) взносов, вносимых членами при создании потребительского кооператива или вступлении в него, и являющийся одним из источников формирования имущества потребительского кооператива».

Так о каком потребительском кооперативе может идти речь? Собственники никаких паевых взносов не делали. А тариф за техническое обслуживание - это совсем другая песня. Или председатель считает паевыми взносами приватизированное жилье самих граждан? Ну, с такой логикой можно далеко зайти. А уж перевернуть все с ног на голову и подавно.

Простой пример. Итак, дом является объектом кондоминиума с долевой собственностью. То есть, помимо наших приватизированных квартир нам принадлежат части лестничной клетки, крыши, подвала, инженерных коммуникаций, за которые мы несем долевую ответственность. Есть орган управления кондоминиумом - ПКСК. Кооператив отвечает за надлежащее обслуживание объекта кондоминиума. А теперь внимание. Почему ПКСК утверждает тариф за техническое обслуживание исходя из квадратных метров моей квартиры? Ведь квартиры кооператив не обслуживает. Он отвечает за дом, то есть за общедолевое имущество. Так и назначайте оплату исходя из моей доли в общем имуществе…

Как уже говорилось, эта казуистика может увести далеко. Есть законодательство, регламентирующее сферу ЖКХ, вот только законы у нас в большинстве случаев, когда дело касается коммуналки, не работают. Собственно, и ответственности за это никто не несет, и руководители ПКСК, не от сладкой жизни, конечно, этим пользуются.

Что касается ПКСК «Диас» и действий его руководства, то все эти моменты легко оспариваются в суде. И незаконное повышение тарифа, и отказ в предоставлении информации. Вот только тут невольно возвращаемся к началу статьи, когда шел разговор об инертности собственников. Незаконный тариф действует уже три месяца, но в суд еще никто не обратился. Очевидно, собственников все устраивает…

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×