С«НИШ»ком ранняя реформа

Что получилось на практике?

Как известно, в этом учебном году 2,5,7 классы общеобразовательных школ нашей страны перешли на обновленное содержание образования.

pic.alt

Фото: А.Сыздык.      Реформаторские идеи в образовании учащиеся воспринимают с трудом

Наша газета уже писала на эту тему в преддверии начала учебного года, в статье были приведены аргументы реформаторов в пользу «обновленки»: академические предметы преподаются с упором на теорию, не уделяется должного внимания их возможному практическому приложению, в результате чего ученики не способны в достаточной мере эффективно применять и использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; наши школьники не имеют навыков применения знаний в жизненных ситуациях; традиционное обучение не готовит школьников к тому, чтобы самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать знания; передовые экономики требуют смены целей образования от «человека знающего» - к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться».

Между тем, в новых хлопотах закончилась первая учебная четверть. Учителя, дети и родители пережили первый этап внедрения реформы, теперь можно сделать осторожные предварительные выводы.

Что же получилось на практике? Первые горячие «отклики» появились в сентябре, когда родители, не являющиеся специалистами в этой области, стали активно давать оценки новым учебникам. Особенно досталось учебнику русского языка для учащихся 7 класса и его автору, доктору филологических наук Зинаиде Сабитовой. Дошло до того, что Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев встретился с автором нашумевшего учебника, включившей в школьный курс задания с «Вечерним Ургантом». Профессор Сабитова объяснила спикеру Сената, что сегодня изменился подход к преподаванию предмета, необходимо не только обучать детей знанию правил, но и умению использовать эти знания, развивать детей, учить их слушать, говорить, читать, писать, это делается на основе реальных текстов, в том числе отрывков из телепередач.

 Свою коллегу поддержал министр образования Ерлан Сагадиев, подчеркнувший, что учебник Сабитовой прошел все необходимые экспертизы и получил высокую оценку на международном уровне, в том числе от российских экспертов. Как же все-таки реформы реализуются в школьной жизни, как отражаются на педагогах и детях? Начнем с программы, она сама по себе интересная, связанная с жизнью, с практикой, много необычных заданий, которые вызвали легкое замешательство у наших детей.

Например, семиклассники легко справились с заданиями традиционного сплошного текста, зато затруднения вызвала работа с несплошным текстом, когда необходимо было определить основную информацию, отображенную на графике. А ведь в жизни нам часто приходится сталкиваться именно с такими несплошными текстами. Нестандартная работа многих поставила в тупик, ребята пока плохо «читают» такой текст, не вдумываются в цифры, знаки, годы, не включают фантазию. Вызывают затруднения задания по анализу и интерпретации текста, по аргументированным ответам.

У пятиклашек другая беда: они не умеют придумывать заголовок, точно отражающий тему текста; неполно выписывают из текста ключевые слова, передающую основную информацию; когда надо было передать содержание текста, опираясь на ключевые слова и лексику текста, они справились лишь благодаря усилиям памяти, вопреки грамотной работе с текстом, то есть ребята просто механически заучивали текст, не пытаясь разобраться в его содержании.

Только вышедшие из стен начальной школы, удивленно хлопающие вокруг глазками, они пока неполно дают развернутые ответы, плохо составляют план, медленно работают, возможно, им сейчас труднее всего, необходимо время на адаптацию к новым условиям, а тут еще и обновленная программа.

Реформа обновления внедряется по программе НИШ (Назарбаев Интеллектуальных Школ). А это разные весовые категории: в те школы детей отбирают, а в наших обычных школах в классах сидят не только отличники и хорошисты, но и дети с разным уровнем способностей, интеллектуального уровня, психологического состояния.

В наших школах другие дети, есть сильные классы, в которых справляются с заданиями, но есть и объективно, по разным причинам, слабо подготовленные дети, они выполняют суммативные работы не в полном объеме. А дальше будет сложнее, программа ведь рассчитана на сильных учеников. Как тогда поведет себя наша «группа риска», и в чем был тогда смысл перевода этой программы в обычные школы?

Кроме того, уроки с интерактивными методами тоже не для этих ребят, они не укладываются в темп урока. Есть еще один важный момент, который может в дальнейшем вызвать сложности у благополучных учеников: классы в наших школах переполнены, есть по 30 с лишним учеников, и это тоже мешает, тормозит качество реализации программы, учитель не в силах поработать со всеми, очень сложно отследить занятость и участие детей в обсуждении, выполнении заданий. 

Другой принципиальный момент: в НИШ после уроков ребята заняты на курсах по выбору, дополнительными занятиями, элективными курсами, кружковой деятельностью, где теория воплощается на практике по ракетостроению, робототехнике в современных лабораториях и мастерских. А наши городские школы сегодня работают на полную мощность, в две смены, для дополнительных занятий просто нет условий и возможностей. После обеда приходить детям некуда. А значит, принцип «до обеда теория, после обеда практика» не работает. А ведь в этом суть реформы - индивидуальные занятия с каждым учеником идут после обеда, и он на практике должен проверять знания. А также дети должны посещать кружки для развития талантов. А у нас нет столько площадей и зданий.

Наверное, не о такой форме реализации новой программы мечтали реформаторы, ведь они хотели соединить теорию с практикой, но пока мы видим только уроки, деятельность учителей-предметников, а этого для серьезных целей и задач программы недостаточно.

Наконец, поговорим об условиях. К сожалению, наши обычные школы пока не готовы к обновленным требованиям, про переполненные классы уже сказано выше, теперь о кабинетах. У нас нет тех условий, в которых работают учителя в НИШ: там в каждом кабинете интерактивная доска, компьютер, принтер, бумага, все удобства и условия для групповой и индивидуальной работы. А что у нас? С начала учебного года учителя уже израсходовали не одну пачку бумаги, маркеры, фломастеры, стикеры и другие инструменты, не раз заправляли картриджи.

Учительница из Тобола рассказывала, что ремонт принтера, заправку картриджа они производят в Лисаковске, у них в поселке такого сервиса нет. Теперь представьте, что творится в отдаленных поселках нашей области. Учитель-предметник в НИШ не загружен множеством дополнительных обязанностей, в том числе классным руководством. 

А что же в наших школах? Поражаемся, как наши учителя все это успевают между уроками, заполняют два журнала - бумажный и электронный. Еще пишут научные проекты с детьми, готовят к олимпиадам, проводят какие-то мероприятия. Проходят курсы, пишут авторские разработки. Заметим, что получают они за свой труд значительно меньше, чем их коллеги в НИШ, работают в худших условиях, но по той же программе.

Как же восприняли обновленку наши дети? Они пока еще не все поняли, но им нравится малый объем домашних заданий, пятидневная учебная неделя, безотметочная критериальная система сказалась на их мотивации и вызвала много вопросов у родителей, но опытные учителя стараются выставлять «оценки» на каждом уроке, чтобы держать учеников в тонусе.

Свое мнение по обсуждаемому вопросу высказал Мурат Абенов, общественный деятель, депутат мажилиса 4 и 5 созывов, председатель совета директоров АО Национальный центр «Орлеу».

- Я на 100% согласен с мнением, что перенос программы НИШ в обычные школы очень трудно реализовать, по крайней мере, сейчас и в этом виде, - сказал специалист.  

Самое главное, нужны большие деньги и достаточно долгое время, чтобы подготовиться. Время нужно, чтобы набрать и обучить критическую массу учителей. Нужно время, чтобы выровнять уровень образования в городе и на селе. Нужно много денег на строительство зданий, закуп техники, современных лабораторий, увеличение заработной платы педагогам, кормление детей, содержание нового персонала и новых помещений. 

Реформы, новшества, обновления - это хорошо, но наши учителя мечтают работать в человеческих условиях, получая достойную зарплату за оптимальные 16-18 часов нагрузки. Чтобы проводить качественные уроки 20-ти обучаемым, которых смогут успеть опросить, которым смогут дать обратную связь за 40 минут урока. Ведь наши учителя любят свою работу, любят детей и работают в школе по призванию…

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы можете оставлять комментарии, но для более удобного пользования сайтом, пройдите этап регистрации.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×