Тайны НКТ…

20 тысяч учителей не прошли тестирование

В ежегодном Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев поручил с 1 января 2018 года должностной оклад учителей, которые переходят на обновленное содержание учебного материала, увеличить на 30 процентов…

pic.alt

Фото: фотки.кз        Из 57 тысяч учителей Казахстана, проходивших квалификационное тестирование, более 20-ти тысяч не смогли преодолеть пороговый уровень

Сделано это для повышения престижа профессии учителя, отметил глава государства.

«Кроме того, поручаю ввести в 2018 году новую сетку категорий для учителей, учитывающую уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями. Категории необходимо присваивать через национальный квалификационный тест, как это делается во всем мире. Это будет стимулировать педагогов к постоянному совершенствованию», - подчеркнул Глава государства.

Первое национальное квалификационное тестирование учителей в Казахстане проходило в период с 26 мая по 5 июня 2018 года. Аттестация учителей впервые была разделена на два этапа, первый из которых – загадочное тестирование.

Многие учителя отказались сдавать НКТ, решили взять паузу, выждать, посмотреть, как это получится у первой группы аттестуемых смельчаков.

-Это будет 100 вопросов, и здесь не будет вопросов по законодательству и психологии, которые присутствовали раньше, при досрочной аттестации. В первом блоке теста будут 70 вопросов по предмету, остальные 30 вопросов касаются педагогики и методики преподавания. Мы полагаем , что это очень важные вещи, которыми должны владеть наши коллеги, – отметил перед началом первого этапа аттестации вице-министр образования Асхат Аймагамбетов.

При подготовке к НКТ педагогам поначалу пришлось непросто, готовились по разным тестовым заданиям, найденным в сети интернет, не было уверенности, что это именно те самые вопросы и задания. Хорошо, что в скором времени на сайте Национального центра тестирования появились реальные вопросы, и можно было даже пройти пробное онлайн-тестирование. Как отметил директор НЦТ Рамазан Алимкулов, по статистике учителя проходили пробное тестирование около 24 тысяч раз. В базе тестирования находилось 60 180 тестовых заданий. Был составлен перечень предметов, который состоял из 31 предмета, а с учетом языков сдачи – 55 предметов.

О подробностях прошедшего первого тестирования в нашем регионе мы узнали от самих аттестуемых учителей. Из 70 вопросов по предметным знаниям первые 50 вопросов с выбором одного правильного ответа были направлены на выявление глубины академических знаний учителя-предметника.

Как показали дальнейшие события, если учитель опытный, давно работает по своей дисциплине, эти первые 50 вопросов не должны были вызывать у него особых затруднений. Возможно, сложности возникали у учителей естественно-математического цикла, там многие ответы надо было решать, поэтому этим предметникам и времени выделили больше.

Следующие 10 вопросов по предметным знаниям были коварными, они должны были дать более полную оценку и определить устойчивость академических знаний педагога, на один вопрос допускалось один либо несколько правильных ответов. Если учитель давал один правильный ответ, получал один балл, если давал два правильных ответа – два балла, но если же один ответ был верный, а второй по этому вопросу получался неверный, в общую копилку поступало ноль баллов, это был интересный заманчивый блок вопросов, но в то же время и опасный, можно было легко угодить в ловушку хитроумных вопросов и остаться ни с чем. Следующие 10 вопросов по предметным знаниям должны были дать оценку практическому пониманию предмета, основанного на академических знаниях, умениях и навыках. Учителю-предметнику предлагались два ситуативных, контекстных, задания по пять заданий к каждому в отдельности, с одним правильным ответом.

Если первый блок был рассчитан на опыт, знания учителя по своему предмету, второй – на устойчивость знаний, умение определить несколько верных вариантов, то последний блок по предметным знаниям носил практический характер, умение работать с текстом, иллюстрацией,  таблицей, графиком. Пожалуй, из всего блока предметных знаний этот практический блок был самым сложным, задания были непростыми, повышенной сложности.

Чтобы его успешно преодолеть, педагог должен постоянно практиковаться с такими заданиями в своей повседневной работе, должен сам отлично владеть этими разборами и обучать этому детей, для этого необходимо отлично знать материал, допустим, текст произведения, и уметь досконально разбирать, анализировать этот текст по всем параметрам, начиная от темы, идеи и заканчивая тропами, типом текста.

Итак, блок предметных знаний завершен, всего здесь было 70 вопросов, но максимальное количество баллов – 80, так как за вопросы с 51 по 60 можно было получить два балла. Переходим к самому нашумевшему блоку – методика преподавания, в котором было 30 вопросов с одним правильным ответом.

Вопросы этого блока были направлены на выявление общих академических знаний по базовой дисциплине. Сложность для аттестуемых учителей заключалась в том, что все они учителя-практики с большим стажем, то есть уже давненько закончили педагогические учебные заведения и не сильны в научной терминологии, так как нечасто берут в руки монографии по современной психологии и педагогике. Естественно, что многие не знают, какой может быть краткосрочная память или первый этап в реализации подхода Lesson Study, каков высший уровень в иерархии потребностей Маслоу и что мета-анализ – это процесс, предполагающий наблюдение, интерпретацию и заключение.

Таких заковыристых вопросов, на которые даже не можешь дать вариантов ответа, было очень много. А ведь у каждой категории аттестуемых педагогов имеется свой пороговый уровень, только преодолев который они переходят к следующему этапу и смогут рассчитывать на обещанную надбавку. 

Так, при подтверждении национального квалификационного теста педагог-модератор получает 20% к должностному окладу, педагог-эксперт – 30%, педагог-исследователь – 40%, педагог-мастер – 50%. Но для этого педагог-модератор должен набрать 50% баллов по каждому модулю, педагог-эксперт – 60%, педагог-исследователь – 70%, педагог-мастер – 80%.

В цифровом выражении это означало, что будущий педагог-мастер должен набрать по методике преподавания 24 балла из 30. Задача была архисложной, нереальной, вызвала множество споров, нареканий, возможно, поэтому в министерстве образования перед самым тестированием пошли на уступки и снизили требования по этому модулю, оставив без изменения требования по предметным знаниям. Тестирование проводилось в пунктах проведения ЕНТ, для этого были отобраны  самые большие, доступные пункты.

Учителя нашей области сдавали тесты на базе Костанайского государственного университета имени А.Байтурсынова.  На месте нужно было быть в восемь часов утра, что вызвало немало затруднений для педагогов, проживающих далеко от областного центра. Сдача Национального квалификационного тестирования  проходила аналогично ЕНТ. При себе у учителя должен был быть документ, удостоверяющий личность, и пропуск. Во время тестирования в аудиториях  работали специальные устройства подавления связи, велось видеонаблюдение, на пункте постоянно находились представители министерства образования.

По окончании тестирования педагог сдавал книжку с вопросами и лист с ответами, затем проводилось сканирование и обработка ответов, после чего составлялась ведомость с результатами. Вечером того же дня можно было узнать результаты тестирования, заглянув на сайт.

В итоге, из 57 тысяч проходивших тестирование учителей пороговый уровень преодолели только 36 тысяч. Средний балл составил 68 из 110. 20 тысяч учителей Казахстана не преодолели порогового уровня Национального квалификационного тестирования для педагогических работников, сообщил официальный сайт Национального центра тестирования.

После тестирования педагогов ждет второй этап аттестации, на котором они должны будут предоставить портфолио результатов деятельности. На этом этапе также есть свои особенности и требования.  

Например, педагог-исследователь должен владеть навыками разработки учебных программ, методик обучения и воспитания, иметь победителей областных, республиканских олимпиад, конкурсов. Педагог-мастер должен иметь авторскую программу, иметь победителей республиканских и международных олимпиад, конкурсов.

-На каждом уровне будут созданы аттестационные комиссии: в школе, которая присваивает степень педагога-модератора, то же самое на уровне отдела и управления образования. Эту давно действующую систему мы оставили без изменений. Что касается учителей предпенсионного возраста, - пояснил вице-министр, - то такие педагоги будут освобождаться от аттестации за пять лет до выхода на пенсию. Мы решили пойти на ещё более либеральные меры, в правилах написано, что за пять лет до пенсии наши коллеги освобождаются от аттестации, и имеющаяся у них категория сохраняется – это важно. Но далее, если выйдя на пенсию, коллеги продолжают свою работу, они должны на общих основаниях сдавать тесты, чтобы получать дополнительную надбавку.

Аймагамбетов уточнил, что надбавку педагоги, которые успешно сдадут тест, начнут получать уже с 1 сентября 2018 года или с 1 января 2019 года, в зависимости от даты сдачи аттестации. Категория присваивается на пять лет, её можно повышать два раза в год. Нет никаких санкций за то, что учитель не пройдет тест или откажется его проходить - это добровольно.

Очень важно, что результаты тестирования не будут публиковаться. Каждый педагог сам получит свои результаты. Сертификат о прохождении тестирования будет действовать в течение одного года. Условно, если учитель сдал тест, но не прошел второй этап, то он может пройти его в следующий раз в течение года, минуя тестирование. Следующее Национальное квалификационное тестирование будет проводиться с 1 по 10 ноября.

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×