Уроки истории…

Степной разбойник или сын отечества?

В Рудненском историко-краеведческом музее в рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел час истории «Защитники земли казахской», посвященный Кейки Кокембайулы батыру.

pic.alt

Фото: А.Сыздык.      Школьники и студенты получили возможность пообщаться с потомком Кейки-батыра

В мероприятии принимали участие школьники, студенты, народный ансамбль «Жадыра», краеведы средней школы №14, совершившие осенью прошлого года экспедицию к мавзолею Кейки батыра. Почетным гостем исторического часа был потомок Кейки (Нурмагамбет) Кокембайулы – Сейткали Дуйсентайулы Косжанов, проживающий в нашем городе.

Дедушка Сейткали Косжан Кокембайулы - родной, старший, брат Кейки батыра, был очень сильно на него похож, невысокого роста, с сильными жилистыми руками. От Косжана пошел Дуйсентай, чьим сыном и является Сейткали.

По словам Сейткали Косжанова, аксакалы в ауле, потомки сарбазов, часто говорили: «Хотите увидеть Кейки, посмотрите на Дуйсентая», который также и ростом, и обликом сильно напоминал легендарного батыра. Сам Сейткали формой головы, чертами лица тоже очень похож на своего героического дедушку. Во всяком случае, ученые-антропологи из Венгрии, проводившие экспертизу черепа батыра, впервые увидев Сейткали, сразу обратили внимание на замечательные совпадения.

Сейткали Дуйсентайулы передал в дар музею памятную медаль «Кейкі (Нұрмағамбет) Көкембайұлының ұрпақтарынан». Ведущие мероприятия, научные сотрудники музея Александр Кургузкин и Салтанат Кусманова, еще раз напомнили присутствующим о Кейки Кокембайулы.

Долгое время о Кейки батыре вообще запрещалось говорить, произносить вслух имя батыра стали лишь с обретением независимости. Настоящее имя Кейки батыра Нурмагамбет Кокембайулы, он из рода Кулан Кыпшак, эпитетом батыр народ наградил его за неукротимый нрав, свободолюбие и бесстрашие, проявленные им в борьбе против царской колониальной политики и диктатуры Советской власти в 1916-1922 годах. Народное прозвище Кейки объясняется его отшельническим образом жизни охотника. Навыки охотника, меткость и доскональное знание местности пригодятся ему в борьбе с врагами. Долгие годы он вынужден был вести неравную борьбу то с царскими карательными отрядами, то с красногвардейцами. И те, и другие объявили на него охоту, и Кейки батыру приходилось скитаться по степи, уходя от погонь и облав карателей.

Будучи бесстрашным и искусным стрелком, из древнего фитильного ружья за семьсот шагов попадал сайгаку в глаз, мог в любом положении, не целясь, попасть точно в мишень, он наносил непоправимый урон врагам и наводил на них ужас своей беспощадностью. По словам Сейткали Дуйсентайулы, аксакалы-сарбазы в своих воспоминаниях называли батыра «Шайтан»: он мог внезапно появиться ниоткуда, словно из-под земли, и смело идти в бой с превосходящим по численности противником. 

Его имя было предано забвению на протяжении многих десятилетий. Свидетельства и факты его биографии тщательно скрывались, более того, в скудных исторических документах Кейки батыра пытались представить главарем шайки головорезов. Однако народная память оказалась невосприимчивой к попыткам советской идеологии исказить роль Кейки батыра в истории страны.

Несмотря на то, что после гибели батыра было небезопасно даже вслух произносить его имя, о нем продолжали слагать легенды. По свидетельству юных краеведов кадетской школы, они увидели неподалеку от нового мавзолея  другой мавзолей, построенный еще в 90-е годы близким родственником Кейки батыра Аубакиром Кылышбайулы. Несмотря на то, что останки Кейки батыра не были найдены, и мавзолей никоим образом не являлся местом его захоронения, он стал местом поклонения для тех, кому дорого было имя народного героя.

Национально-освободительное движение 1916 года всколыхнуло Торгайскую степь, во главе восставших встали заслуженные лидеры: Абдигапар Жанбосынулы, Амангельды Иманов и Кейки батыр, который, будучи непревзойденным мергеном, метким стрелком, возглавил отряд стрелков. Идейным руководителем восстания был Абдигапар, его судьба будет трагичной. Его роль в восстании 1916 года также упорно замалчивалась, а имя было предано забвению.

Мечеть Дулыгала, которая сейчас находится на территории Улытауского района Карагандинской области, стала местом проведения своеобразного курултая казахов, на котором народ благословил Амангельды и его сподвижников возглавить восстание, в нем  принимало участие более 50 тысяч сарбазов. Восстание не удастся подавить, через год рухнет царизм. Но с установлением советской власти мятежный дух Кейки батыра так и не обретет покой.

Революцию Кейки батыр встретил настороженно. В отличие от Амангельды, перешедшего под красные знамена большевиков и хана Абдигапара, вставшего на сторону Алашорды, он остался в стороне. Не верил он ни тем, ни другим. После того как алашординцы убили Амангельды, а красноармейцы расстреляли Абдигапара, Кейки батыр ушел в Улытау и Кызылкумы. Там он сражался и с красными, и с белыми. Отряд Кейки батыра безраздельно хозяйничал в Кызылкумах до 1923 года. Долгое время батыру удавалось скрываться от своих врагов в пещере вдоль реки Караторгай. Она располагалась на возвышенности, и с нее открывался прекрасный вид на окрестности, подобраться к пещере незамеченными было невозможно. Свой последний бой Кейки батыр принял в местечке Жолаулы вблизи реки Жыланшык, мерген в своем последнем бою вновь доказал, что он не зря слывет снайпером. Но силы были неравны, рядом с батыром находились его беременная жена и брат.

Враги не пощадят жену на последних сроках беременности и родного брата батыра. Тела Кейки батыра и его родных были подвергнуты надругательству. Красноармейцы, расчленив тела убитых, увезли отрубленную голову Кейки батыра, в знак доказательства его гибели.

Местные жители, испуганные невиданным зверством, из-за страха быть подвергнутыми наказанию, не смогли предать земле останки батыра и его родных. Поэтому сегодня трудно установить точное местоположение останков героя. Историческая справедливость восторжествовала лишь с обретением Казахстаном независимости, когда стало возможным открыто причислить Кейки батыра к числу выдающихся сынов Родины. Но до конца окончательного торжества справедливости было еще далеко, на более чем четверть века затянется процесс возвращения на родину останков героя – черепа Кейки батыра, который с середины 20-х годов прошлого столетия хранился в Санкт-Петербургской Кунсткамере.

Благодаря усилиям историка Манаша Козыбаева в январе 1995 года был получен официальный ответ из Министерства иностранных дел РФ. Останки батыра доставили в Казахстан 6 октября 2016 года. 12 октября череп был отправлен в Венгрию для проведения антропологической экспертизы. Как рассказал на встрече с молодежью Сейткали Дуйсентайулы, для анализа ДНК были взяты пробы у него и брата Берика Дуйсентайулы, экспертиза показала 98,7% совпадений. 15 сентября 2017 года вблизи села Тастинский, в 68 км от Аркалыка, был открыт мавзолей, где торжественно захоронили останки Кейки батыра. Однако предстоит еще немало сделать, чтобы память о батыре навсегда оставалась в сердцах потомков, служила примером для подрастающего поколения.

foto_2.jpg

Фото: foto.kz      Мавзолей Кейки-батыра, открытый в прошлом году, превратят в мемориал

По словам Сейткали Косжанова, территория мавзолея в 400 кв.м в ближайшее время примет совершенно другой вид, здесь вырастет мемориальный комплекс с аллеей, зелеными насаждениями, монументами руководителям и героям восстания, административным помещением, музеем, кинозалом, местом отдыха для паломников.

Руководитель крупной столичной строительной фирмы Сапар Искаков, уроженец Амангельдинского района из рода кыпшак, уже внес первый солидный взнос в фонд реконструкции мавзолея, работы начнутся весной и завершатся осенью.           

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×