ГЛАВНАЯ

Живое слово…

К жюри остались вопросы

В Центральной детской библиотеке состоялся городской этап VI Областного конкурса чтецов «Живое слово» среди детей возрастной категории 12-13 лет.

pic.alt

Фото: А.Сыздык.      Решение жюри удивило как самих участников конкурса, так и педагогов

Конкурс являлся соревновательным мероприятием по исполнению наизусть отрывков из прозаических произведений казахстанских либо зарубежных писателей, но обязательно выходцев из Казахстана.

По условиям конкурса участникам предлагалось исполнить на казахском либо русском языках отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу по литературе. Конкурс проводился в рамках программы «Рухани жаңғыру» и был приурочен к Всемирному Дню книги и авторского права. Темой конкурса был популярный лозунг «Детство – счастливая страна».

По словам сотрудников детской библиотеки, главными целями и задачами конкурса были: популяризация чтения среди детей, расширение читательского кругозора, повышение интереса у подростков к казахстанской литературе, популяризация творчества казахстанских авторов, пишущих для детей и подростков, патриотическое воспитание молодого поколения, выявление и поддержка артистически одаренных детей, предоставление им возможности проявить свои таланты.

Для оценки работ и выступлений участников конкурса было создано жюри, в которое вошли Гульшат Ибжар, заведующая детской библиотекой, Жанна Джанбурчина, руководитель Центра по обучению языкам, Татьяна Буланова, поэт и публицист.

Выступления участников оценивались по таким критериям, как оригинальность выбранного произведения, выразительность и чёткость речи, эмоционально-экспрессивная окрашенность выступления, глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста, актерское мастерство, соответствие музыкального сопровождения и костюма теме выступления.

Участникам было рекомендовано написать творческую работу, эссе либо отзыв, по произведению, отрывок из которого будет звучать на конкурсе. В своих работах ребята должны были показать знание литературного материала, последовательность и логичность изложения, отразить личную позицию по прочитанному произведению.

Во время выступления дети могли использовать декорации, костюмы, музыкальное сопровождение, но без применения презентации и видеоряда. Кроме того, участник не имел право использовать запись голоса, должен был выступать самостоятельно, не прибегая во время выступления к помощи других лиц.

Как следует из требований, задача перед ребятами и их руководителями стояла очень непростая. Во-первых, отыскать любителей чтения, книги среди школьников в век повального увлечения компьютером уже нелегко. Во-вторых, это должны быть произведения отечественных авторов, не изучаемых по школьной программе. Хорошо, что сотрудники детской библиотеки дали рекомендательный список современных писателей Казахстана.

Возможно, в силу очень серьёзных требований заявки на участие в конкурсе подали только четырнадцать человек, а на сам конкурс явилось двенадцать смельчаков, истинных любителей книги и чтения. Как призналась школьный библиотекарь Арай Елмуратова, участников было мало, но все они подготовились очень хорошо, выступления были эффектными и зрелищными.

Запомнилось выступление Карины Байрамгалиной из музыкальной школы-гимназии №21, она выступала с отрывком по произведению Дарии Джумагельдиновой «Асель-кисель» или «Отцы не разводятся с детьми». В центре рассказа «Асель-кисель» - неожиданно распавшаяся семья и раненная предательством отца девочка по имени Асель. Взрослый мир, холодный, злой, с перешёптыванием соседок, бестактными советами и поддельной жалостью входит в жизнь Асель. В произведении отец  героини уходит из семьи, девочка сильно переживает эту драму, вспоминает все  яркие моменты семейной жизни, связанные с отцом, когда она мечтала научиться играть на музыкальном инструменте.

-Возможно, - считает руководитель Карины Ольга Майер, - мы выбрали слишком сложное произведение, в центре которого психологические переживания подростка, и не смогли убедить жюри, хотя Карина выступила очень достойно.

Понравилось всем выступление Нуралы Жамбыла, он взял отрывок из произведения Зиры Наурызбаевой и Лилии Калаус. Книга «В поисках Золотой чаши: Приключения Бату и его друзей», написанная в соавторстве мифологом и прозаиком в жанре фэнтези с элементами экшна и детского детектива, рассказывает о приключениях современного городского мальчика Бату и его друзей.

Нуралы Жамбыл мастерски перевоплотился в совершенно разные по характеру образы бабушки, Аспара и Бату, выступил артистично и сумел донести до публики идею произведения – чувство ответственности за свои поступки, за свою семью и за судьбу страны в целом.

Творчески подошёл к воплощению своего литературного образа Алихан Ералиев. Пятиклассник с интересом прочитал повесть Аделии Амраевой «Футбольное поле».

Алихан выступал перед публикой в форме лондонского «Арсенала», вышел на сцену под звуки футбольного марша Блантера, на щеках нарисована символика сборной, ведь его герой Димка так мечтал разрисовать щёки своей мамы. Параллельно со своим монологом Алихан убедительно продемонстрировал  зрителям незаурядную технику владения мячом, жонглирование, дриблинг, так же,  как это делал его герой в повести, когда сдавал экзамены в футбольной школе.

В итоге, решением жюри Карина Байрамгалина получила специальный приз – номинацию «Артистизм». Специальный приз жюри, номинацию «Лучший образ», получил Алихан Ералиев. Третье место занял Нуралы Жамбыл. Второе место у Марии Горловой из гимназии №10, она выступала самой последней и читала отрывок из произведения Александры Сусловой «Рябиновый привкус».

А вот решение жюри присудить первое место Арайлым Мейримхановой из средней школы №19 вызвало недоумение и множество вопросов у руководителей и участников. Никто толком и не смог вспомнить, что же такого исполнила эта участница и чем же она сумела убедить уважаемое жюри.

Но, как говорится, с судьями не спорят, решение жюри никто оспаривать не будет. Но вопросы остались. В словах жюри прозвучала фраза «мы ещё раз прочитаем ваши работы», речь идёт про эссе участников, но ведь делать это надо было до конкурса, а потом, как указано в положении, «оценку за эссе прибавлять к общему баллу за выступление».

Кстати, Ольга Майер рассказала, как проводился подобный конкурс чтецов весной в Костанае. Там было независимое жюри из Екатеринбурга, они изучили творческие работы и только после этого, по итогам тщательного анализа работ, на очный конкурс пригласили  лучших авторов. Победителям конкурса чтецов вручили очень достойные призы, обладательница Гран-при из гимназии №21 получила ноутбук.

Вот так, считают руководители и педагоги, надо поощрять труд детей, а на прошедшем городском конкурсе детям-конкурсантам не догадались либо позабыли подарить хотя бы символические сладкие призы. Весьма возможно, в силу перечисленных обстоятельств, в следующем году участников конкурса станет ещё меньше.

Поделиться

баннербаннер
Хорошее дело

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

Регистрация
×
Хорошее дело

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

×