Мы писали, мы писали...
Проблемы каллиграфии в современной школе
Приобретение навыков письма - непростой и трудоемкий процесс. Проблемы, возникающие у детей как при обучении письму, так и при дальнейшей коррекции каллиграфических навыков, стали в современной школе распространенными. Хороший почерк - это одна из самых важных и распространенных школьных проблем.

Фото: Красивый почерк - это и показатель положительных внутренних качеств человека, это признак аккуратного человека
Следует отметить, что неаккуратный почерк - это удел не только младших классов. По словам учителей-предметников, порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма - это сложный, многоступенчатый процесс. Каллиграфия - "искусство четкого и красивого письма". Писать каллиграфически красиво дано не каждому, и в школе, чаще всего, предъявляются требования к понятности написанного.
Что же мы подразумеваем под "плохим почерком"? Это нечеткость и неразборчивость письма, несоблюдение строк и полей в тетради, различное написание букв по ширине и высоте, несоблюдение наклона букв, неправильное соединение элементов при написании букв, непропорциональное расстояние между словами, неодинаковая высота букв. И, как результат, в поведении ребенка возникают учебные и психологические проблемы, а именно - страх демонстрировать свои тетради, нежелание выходить к доске, медленная скорость письма, часто ребенок не в состоянии прочитать то, что он сам написал, отсутствие мотивации в учебе, снижение успеваемости, появление усталости, апатии, низкая самооценка. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений и усилий. Однако школа значительно ограничена во времени, отведенном на постановку почерка. При этом в среднем и старшем звене работа по постановке почерка у школьников практически не ведется. Отмечается, что качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть - это "точка". А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает "ленту" различной ширины. В прежние времена, в советской школе, наши родители писали именно пером, макая ручку в чернильницу, буквы получались очень красивыми, у каждой буквы каждая часть различной ширины, внешняя часть буквы шире, а внутренняя часть тоньше. Между тем, плохой почерк является показателем плохого развития мелкой моторики руки, поэтому работу над правильной постановки руки при письме, четкому начертанию букв следует обучать с раннего детства, как только ребенок начинает проявлять интерес к алфавиту, а у некоторых детей тяга к обучению грамоте проявляется достаточно рано.
Общими причинами каллиграфических ошибок может служить следующее: неправильное обучение письму в начальной школе, отсутствие внимания со стороны учителей и родителей к почерку. По словам родителей, некоторые из них не сразу обратили внимание на развитие мелкой моторики руки, запоздало начали работу над правильной постановки руки при письме, мало занимались развитием письма. Все это привело к плохому почерку, но практика показала, что совместными усилиями учителя, родителей и детей можно все исправить.
Как это сделать? Во-первых, следует убедить своего подопечного в том, что графическое начертание букв напрямую связано с орфографией, что из-за "плохого почерка" могут возникнуть проблемы при выполнении письменного экзамена. Заинтересовать ребенка можно также стимулирующей оценкой. Во-вторых, родителям подростка привести доводы, объясняющие необходимость коррекции почерка. Почерк формируется в начальной школе, поэтому начинать коррекцию нужно как можно раньше.
В процессе работы над формированием каллиграфического навыка подросток должен усвоить правила. Во время учебных занятий надо сохранять правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: нельзя опираться грудью о край парты, поэтому при размещении обучающегося за партой стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, руки должны быть расположены свободно - на тетради лежит правая рука и пальцы левой, обе ноги всей ступней должны находиться на полу, во время письма опираться о спинку стула поясницей.
Практика показала, что дети увлеченно выполняют задания в рабочих тетрадях. Их привлекает сам процесс выведения овалов и полуовалов. На первоначальном этапе коррекции почерка рука ребенка дрожит, линии получаются кривыми. В ходе дальнейшей работы овалы и полуовалы становятся более ровными. Подросток видит результат своего труда и искренне радуется этому. Учитель должен постоянно находиться во взаимодействии с подростком: анализировать, оценивать, поддерживать эмоционально и морально, хвалить за хорошую работу.
В своей практике я постоянно провожу со своими детьми дополнительную работу - прописываю образцы букв в тетрадях индивидуально для каждого ребенка, проверяю написанное учеником, исправляю неточности, выношу примеры правильного написания на поля. 1-2 раза в четверть провожу уроки грамотного письма. Учащимся предлагается рукописный текст с заданием: "Постарайся списать так же красиво. Напиши и сверь. Оцени, что у тебя получилось и что не получилось". Такие задания дают хороший результат, если их использовать неоднократно, уменьшая время, отведенное на задание. Провожу списывание с печатного текста с заданием: "Спиши без ошибок, проверь каллиграфию". Можно предложить обмен тетрадями с заданием: "Найди каллиграфические ошибки у одноклассника". Один раз в неделю можно провести работу над ошибками. Практика показывает, что большинство учащихся не анализирует свои ошибки. Данный вид работы предполагает выполнение следующих заданий: во-первых, выписать слово с допущенной ошибкой, графически выделить орфограмму; во-вторых, прописать каллиграфически правильно буквы, указанные на полях.
На сегодняшний день школе зачастую чужды уроки каллиграфии. А между тем на итоговой аттестации по русскому языку от выпускников требуется, чтобы работа была выполнена аккуратным и разборчивым почерком. В противном случае экзаменующий учитель, не разобрав при проверке плохой почерк, может не понять написанное и принять это за ошибку. Поэтому учитель должен постоянно заострять на этом моменте внимание обучающихся, так как, не уделяя должного внимания почерку, есть риск писать не только некрасиво, но и с ошибками. К сожалению, мы замечаем, что сегодня письмо от руки отходит на второй план, уступая место компьютерной технике и различным гаджетам, где навыки письма ручкой или карандашом особо не требуются. Тем не менее учитель должен донести до обучающихся, что красивый почерк - это и показатель положительных внутренних качеств человека, это признак аккуратного человека. Работа по постановке правильного и четкого начертания букв должна оформиться в систему, проводиться на каждом этапе обучения, начиная с начального звена и заканчивая основной школой. В среде старших школьников проблема почерка стоит острее, чем среди обучающихся начальных классов, которые, в отличие от своих старших товарищей, работают с прописями на уроках русского языка. Учителю важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развивать в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме. Как сказал мудрый Антон Павлович Чехов, "в человеке все должно быть красиво!"
Новые сообщения публикуются после модерации