ГЛАВНАЯ

Мы писали, мы писали...

Проблемы каллиграфии в современной школе

Приобретение навыков письма - непростой и трудоемкий процесс. Проблемы, возникающие у детей как при обучении письму, так и при дальнейшей коррекции каллиграфических навыков, стали в современной школе распространенными. Хороший почерк - это одна из самых важных и распространенных школьных проблем.

pic.alt

Фото: Красивый почерк - это и показатель положительных внутренних качеств человека, это признак аккуратного человека

Следует отметить, что неаккуратный почерк - это удел не только младших классов. По словам учителей-предметников, порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма - это сложный, многоступенчатый процесс. Каллиграфия - "искусство четкого и красивого письма". Писать каллиграфически красиво дано не каждому, и в школе, чаще всего, предъявляются требования к понятности написанного.

Что же мы подразумеваем под "плохим почерком"? Это нечеткость и неразборчивость письма, несоблюдение строк и полей в тетради, различное написание букв по ширине и высоте, несоблюдение наклона букв, неправильное соединение элементов при написании букв, непропорциональное расстояние между словами, неодинаковая высота букв. И, как результат, в поведении ребенка возникают учебные и психологические проблемы, а именно - страх демонстрировать свои тетради, нежелание выходить к доске, медленная скорость письма, часто ребенок не в состоянии прочитать то, что он сам написал, отсутствие мотивации в учебе, снижение успеваемости, появление усталости, апатии, низкая самооценка. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений и усилий. Однако школа значительно ограничена во времени, отведенном на постановку почерка. При этом в среднем и старшем звене работа по постановке почерка у школьников практически не ведется. Отмечается, что качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть - это "точка". А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает "ленту" различной ширины. В прежние времена, в советской школе, наши родители писали именно пером, макая ручку в чернильницу, буквы получались очень красивыми, у каждой буквы каждая часть различной ширины, внешняя часть буквы шире, а внутренняя часть тоньше. Между тем, плохой почерк является показателем плохого развития мелкой моторики руки, поэтому работу над правильной постановки руки при письме, четкому начертанию букв следует обучать с раннего детства, как только ребенок начинает проявлять интерес к алфавиту, а у некоторых детей тяга к обучению грамоте проявляется достаточно рано.

Общими причинами каллиграфических ошибок может служить следующее: неправильное обучение письму в начальной школе, отсутствие внимания со стороны учителей и родителей к почерку. По словам родителей, некоторые из них не сразу обратили внимание на развитие мелкой моторики руки, запоздало начали работу над правильной постановки руки при письме, мало занимались развитием письма. Все это привело к плохому почерку, но практика показала, что совместными усилиями учителя, родителей и детей можно все исправить.

Как это сделать? Во-первых, следует убедить своего подопечного в том, что графическое начертание букв напрямую связано с орфографией, что из-за "плохого почерка" могут возникнуть проблемы при выполнении письменного экзамена. Заинтересовать ребенка можно также стимулирующей оценкой. Во-вторых, родителям подростка привести доводы, объясняющие необходимость коррекции почерка. Почерк формируется в начальной школе, поэтому начинать коррекцию нужно как можно раньше.

В процессе работы над формированием каллиграфического навыка подросток должен усвоить правила. Во время учебных занятий надо сохранять правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: нельзя опираться грудью о край парты, поэтому при размещении обучающегося за партой стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, руки должны быть расположены свободно - на тетради лежит правая рука и пальцы левой, обе ноги всей ступней должны находиться на полу, во время письма опираться о спинку стула поясницей.

Практика показала, что дети увлеченно выполняют задания в рабочих тетрадях. Их привлекает сам процесс выведения овалов и полуовалов. На первоначальном этапе коррекции почерка рука ребенка дрожит, линии получаются кривыми. В ходе дальнейшей работы овалы и полуовалы становятся более ровными. Подросток видит результат своего труда и искренне радуется этому. Учитель должен постоянно находиться во взаимодействии с подростком: анализировать, оценивать, поддерживать эмоционально и морально, хвалить за хорошую работу.

В своей практике я постоянно провожу со своими детьми дополнительную работу - прописываю образцы букв в тетрадях индивидуально для каждого ребенка, проверяю написанное учеником, исправляю неточности, выношу примеры правильного написания на поля. 1-2 раза в четверть провожу уроки грамотного письма. Учащимся предлагается рукописный текст с заданием: "Постарайся списать так же красиво. Напиши и сверь. Оцени, что у тебя получилось и что не получилось". Такие задания дают хороший результат, если их использовать неоднократно, уменьшая время, отведенное на задание. Провожу списывание с печатного текста с заданием: "Спиши без ошибок, проверь каллиграфию". Можно предложить обмен тетрадями с заданием: "Найди каллиграфические ошибки у одноклассника". Один раз в неделю можно провести работу над ошибками. Практика показывает, что большинство учащихся не анализирует свои ошибки. Данный вид работы предполагает выполнение следующих заданий: во-первых, выписать слово с допущенной ошибкой, графически выделить орфограмму; во-вторых, прописать каллиграфически правильно буквы, указанные на полях.

На сегодняшний день школе зачастую чужды уроки каллиграфии. А между тем на итоговой аттестации по русскому языку от выпускников требуется, чтобы работа была выполнена аккуратным и разборчивым почерком. В противном случае экзаменующий учитель, не разобрав при проверке плохой почерк, может не понять написанное и принять это за ошибку. Поэтому учитель должен постоянно заострять на этом моменте внимание обучающихся, так как, не уделяя должного внимания почерку, есть риск писать не только некрасиво, но и с ошибками. К сожалению, мы замечаем, что сегодня письмо от руки отходит на второй план, уступая место компьютерной технике и различным гаджетам, где навыки письма ручкой или карандашом особо не требуются. Тем не менее учитель должен донести до обучающихся, что красивый почерк - это и показатель положительных внутренних качеств человека, это признак аккуратного человека. Работа по постановке правильного и четкого начертания букв должна оформиться в систему, проводиться на каждом этапе обучения, начиная с начального звена и заканчивая основной школой. В среде старших школьников проблема почерка стоит острее, чем среди обучающихся начальных классов, которые, в отличие от своих старших товарищей, работают с прописями на уроках русского языка. Учителю важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развивать в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме. Как сказал мудрый Антон Павлович Чехов, "в человеке все должно быть красиво!"

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Captcha Code
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×