Продолжают «вешать» кредиты
Проблему интернет-мошенничества с повестки дня снять не удается...
В Управлении полиции Рудного состоялась рабочая встреча по проблеме интернет-мошенничества. Были приглашены представители прокуратуры, банков второго уровня, поликлиники и больницы города, городского отдела образования, АО "ССГПО".
Фото: Полицейские просят проводить разъяснительную работу в трудовых коллективах, но, как показывает практика, на удочку мошенников попадаются и те, кто уже осведомлен об их уловках
По данным полицейских, 33,1% от общего числа жертв мошенников составляют работники АО "ССГПО", 12,5% мошенничеств совершается в отношении работников сферы образования, 10,5% - в отношении работников сферы здравоохранения, 13% - в отношении пенсионеров.
- Интернет-мошенничество - огромная проблема для Рудного, которая бьет по благосостоянию наших граждан. Мы ежедневно регистрируем факты мошенничества, в отдельных случаях сумма причиненного ущерба превышает 10 млн.тенге. За 2023 год общий ущерб, нанесенный рудничанам мошенниками, составил более 500 млн.тенге. Всем известны основные виды мошенничеств: звонки от так называемых "сотрудников службы безопасности" банков, от "силовиков", также предоплата за несуществующий товар в Интернете, инвестиции и, конечно, оформление онлайн-займов. Мы проводим профилактику, но в силу численности своего штата весь город охватить мы не можем, потому нужно вести разъяснительную работу в трудовых коллективах, для этого мы собрали сегодня представителей основных сфер, - отметил заместитель начальника Управления полиции Рудного Алибек Шандалинов.
Несмотря на проводимую профилактическую работу сотрудниками Управления полиции, прокуратурой города, люди продолжают попадаться на удочку мошенников. Большинство потерпевших уже были проинформированы о видах мошенничества.
- Например, в прошлом году одна школьная учительница приходила трижды к нам с заявлением по факту обмана за непредоставленный ей товар. То есть она нашла ссылку в социальных сетях, отправила деньги, при этом не получила товар, а обратилась к нам с заявлением. При первом обращении мы ей объяснили, что на будущее необходимо мониторить, смотреть комментарии, насколько этот сайт реальный. Но тем не менее она повторно находит сайт, повторно вносит предоплату и опять не получает товара. И так получилось три раза.
Еще один пример я хочу привести. Буквально во второй половине декабря к нам обратилась женщина 1982 года рождения, жительница Качар. На нее оформили кредит на сумму 7 миллионов тенге в двух банках. Это "Евразийский банк" и "Народный банк". Утром ей позвонили, и она практически около четырех часов была на связи со злоумышленниками. То есть она пошла по их рекомендации в банк, беседовала с менеджером, кто оформил кредит, получила кредит в одном банке, приходит домой, обналичивает деньги, отправляет их на счет. Ей тут же говорят, что необходимо обратиться в другой банк. Она идет в другой банк, там на нее тоже оформляют кредит, и в итоге через два дня она обращается к нам с заявлением. Мы прямо задавали вопросы: вы когда в банке находились, с вами постоянно был на телефоне злоумышленник, сотрудники банка какие-то вопросы вам задавали, для чего кредит, смотрели на эмоциональное состояние клиента? Ранее мы эти моменты обговаривали при встречах (с представителями банков - прим.), но тем не менее ее обманули. Может быть невнимательный сотрудник, менеджер, который занимался оформлением, может быть она так себя вела убедительно, что там невозможно было это определить. Но, тем не менее, как результат: потерпевшая, мать-одиночка с двумя детьми, осталась с кредитом в 7 млн.тенге, - сообщил замначальника УП.
Он привел также положительные примеры в части установления дропперов, на чьи счета поступали взятые гражданами в кредит средства. По словам спикера, есть практика, когда подключаются адвокаты, и через судебные решения удается восстанавливать эти средства. Поясним, что дропперы - это, по сути, пособники мошенников, но пока к уголовной ответственности их привлечь не могут.
- В рамках расследуемых уголовных дел мы получаем информацию, куда ушли деньги. Устанавливаем дропов, на чьи счета поступают деньги. Но проблема в том, что, как правило, эти жители нашей республики, которые находятся в разных регионах. То есть, такой процесс затяжной, потому что физически нам выехать во все регионы просто не получается. Это во-первых. А во-вторых, мы, да, их устанавливаем, но эти дропы, они оформили, открыли счет, передали его третьему лицу, которое, как правило, они не знают, потому что это все происходит онлайн. Через их счет перегнали деньги, и все. В итоге ответственность наступает в рамках уже гражданского порядка. Суды с них взыскивают. В 2023 году мы установили порядка 55 дропперов. В большинстве дел по ним подключились адвокаты и в гражданском порядке уже обратились в суд. Для того чтобы взыскать сумму задолженности уже с дропов. Но к уголовной ответственности мы их не привлекали. Есть положительные примеры, когда суд обязал этих дропперов возмещать ущерб, - сообщил Шандалинов.
Замначальника УП обрисовал примерный портрет дроппера. Чаще всего это молодые люди от 18 до 25 лет, у которых уже есть возможность открыть счет. Открыл счет, продал его, получил свои 10-20 тысяч тенге.
- Когда мы его задерживаем, по факту он даже не знал, что через его счет прошла большая сумма денег. То же самое открытие ИП в Каспи магазине. Сейчас же это все онлайн доступно, сидят дома в телефоне, они могут себе счет открыть и продать его тут же. Потом уже, когда по факту вызывают сотрудники полиции, задают вопросы, они, как правило, ничего не знают, - отметил заместитель начальника УП.
- А вот как доказать причастность дроппера к мошенничеству? Он прикинется бедной овечкой и все, избежит ответственности? - поинтересовались журналисты.
- Вот поэтому мы и поднимаем вопрос и стали практиковать мероприятия именно по арестам счетов по санкциям суда. Направляем в банки второго уровня, они их арестовывают. То есть дроппер уже не может открыть последующий счет. И, может быть, со временем, если все регионы будут этим заниматься, тем же мошенникам будет сложнее найти тех же дропов, - ответил Алибек Шандалинов.
Но, как пояснили представители банков второго уровня, без санкции суда юристы банков отказывают в аресте счета и выемке средств, находящихся на счету. Привели конкретный пример, когда собственник счета находится в другом регионе, и его явку по требованию банка обеспечить невозможно. И варианты решения подобных вопросов, по словам полицейских, нужно прорабатывать.
Также на встрече представители банков второго уровня подтвердили, что если существуют ограничительные документы на уже имеющиеся счета, то в этом случае открытие нового счета запрещено, согласно законодательству РК.
Шандалинов добавил:
- Да, действительно, уловки мошенников с каждым разом совершенствуются. Но и законодательно Республика Казахстан тоже не стоит на месте. В основном все деньги через дропперов уходят за рубеж. В данном случае уже идет совершенствование международного права. Уже на уровне республики. По моментам с банками: к примеру, санкцией прокурора накладывается арест, временное ограничение. И банки очень долго этот процесс производят. Если бы вот эту работу ускорить в целом, то средства, переведенные на счет дропперов, мошенников, попали бы под блокировку. И это бы помогло как раз взаимодействию между полицией и банками.
Представители банков заметили, что вопрос о блокировке счета рассматривается в течение трех рабочих дней. Это что касается ареста, а сам владелец счета может позвонить в банк и попросить заблокировать счет и карту, что делается сразу.
Логично речь зашла о новом сервисе добровольного отказа от получения займов. Он доступен в приложении eGovmobile. На главной странице, в разделе "Популярные услуги", нужно выбрать вкладку "Налоги и финансы", далее - "Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на 6 месяцев". Аналогичную услугу также можно получить на портале eGov.kz в разделе "Гражданам" - "Таможня и налоги" - "Экономика и финансы".
За этой услугой можно обратиться и в ЦОНы. Когда любая кредитная организация оформляет кредит, она первым делом смотрит кредитную историю клиента. Если выставлен запрет на данный отчет, то в этом случае организация отказывает в оформления кредита.
Приглашенный на встречу заместитель главного врача Рудненской городской поликлиники, депутат городского маслихата Жандос Рахметов также взял слово:
- У меня вопрос к сотрудникам банка. Недавно на личном приеме был человек, который пошел в банк, хотел оформить кредит на два миллиона тенге, банк отказал - первый, второй. Через месяц мошенники ему звонят и оформляют на него кредит на 3 миллиона. Это как работает?
Представители банков пояснили, что в каждом банке своя кредитная политика. То есть в некоторых банках учитывается долговая нагрузка на клиента, более 50% от его доходов он может тратить на оплату кредита. В каких-то банках это не учитывается.
Заместитель начальника Управления полиции Рудного Алибек Шандалинов также спросил, рассматривается ли банками вопрос о временном ограничении на перевод полученных в кредит средств после зачисления их на счет?
- Мы проводили анализ, и, как правило, в течение часа, после того как потерпевшему оформили кредит, он узнавал о том, что стал жертвой мошенников. Если бы в течение какого-то времени с деньгами ничего нельзя было сделать, многих потерь удалось бы избежать, приняв экстренные меры.
Представитель "Береке банка" пояснил, что у них, если кредит оформлен онлайн, и клиент пытается вывести деньги на карту другого банка, срабатывает блокировка счета. И только после того, когда клиент приходит в банк и пишет письменное заявление о том, что действительно он сам пытался вывести деньги на карту другого банка, служба безопасности разблокирует счет. В "Народном банке" такая же система.
Замначальника УП, основываясь на опыте своих коллег, возразил, что есть живые примеры, когда деньги переводились тут же, сразу.
- Мы выходили с предложением, о том, чтобы ввели во все банки второго уровня хотя бы временное ограничение до часа. Чтобы в течение часа эти деньги находились на счету потерпевших, без возможности перевода, - сказал замначальника УП Шандалинов.
Депутат Жандос Рахметов вновь обратился с вопросом к представителям банков:
- Когда непосредственно приходишь в банк, берешь кредит, всегда требуется Face ID. А почему-то на этапе мобильных переводов этого не запрашивают? То есть, когда непосредственно человек к вам пришел, одна система безопасности, когда вы онлайн выдаете - другая?
Рахметову ответили, что мошенничество удается именно потому, что жертва передает преступникам необходимые данные и коды, а порой мошенники получают и доступ к мобильному устройству жертвы.
Депутат все же настаивал на том, что винить во всем доверчивых граждан нельзя. Нужно усиливать защиту. И в целом пересмотреть договоры с клиентами, чтобы в случае доказанного факта мошенничества сделку признавали недействительной, и потерпевший не оставался с миллионными долгами.
Фото: Депутат городского маслихата Ж. Рахметов считает, что сваливать все на доверчивость граждан нельзя, а нужно разработать эффективные механизмы борьбы с мошенничеством
Представитель "Евразийского банка" в ответ сообщил, что по крайней мере их банк с мая прошлого года отменил онлайн-кредитование, пока не будет усилена защита от мошеннических действий.
В ходе встречи у многих возник резонный вопрос: как вообще мошенники узнают, что у потенциальной жертвы есть деньги на счету? То есть у них не просто телефонная база, но и дополнительная информация?
- Прозванивают на самом деле очень многих, но очень многие отказывают уже, потому что предупреждены. И вот, допустим, в среднем где-то, может быть, из 50 человек один и попадется, - ответил Шандалинов. - Сегодня наша цель в том, чтобы выработать какие-то предложения, пересмотреть принимаемые меры. Мы вникали в эти проблемы, просто сейчас мы не можем их здесь осветить. Есть банковская тайна. Есть у них свои уровни защиты. Мы бы хотели от вас услышать какие-то предложения относительно профилактики.
Жандос Рахметов отметил, что на съезде депутатов маслихатов всех уровней как раз ставили вопрос по борьбе с лудоманией и интернет-мошенничеством.
Резюмировали встречу полицейские обращением к представителям трудовых коллективов ССГПО, поликлиники, больницы, отдела образования о том, что необходимо максимально донести до граждан имеющиеся возможности защиты от мошенников. Несмотря на то, что по данным банков ситуация в последнее время стабилизируется, тем не менее мошенники находят все новые и новые способы обмана.
- Надеемся на ваше понимание, предлагаем провести работу со своими сотрудниками, которые непосредственно контактируют с клиентами. Чтобы обращали внимание на состояние человека, в случае подозрений сразу обращались в полицию. Есть, конечно, положительные примеры, когда нам звонили менеджеры, заподозрив неладное. Приезжали наши сотрудники, и выяснялось, что на человека пытались оформить кредит. Давайте эту работу будем продолжать совместно, - обратился к представителям банков второго уровня заместитель начальника УП.
Новые сообщения публикуются после модерации