Точка до сих пор не поставлена
Полицейские не могут ответить, что стало причиной смерти братьев-двойняшек
Вопрос о том, установлена ли конкретная причина смерти шестилетних братьев Амира и Ильяса из Рудного, внештатный журналист "ХД" адресовала начальнику Управления полиции Рудного Булату Иманову в ходе его отчетной встречи с населением 16 февраля. Напомним, в декабре прошлого года, отвечая на этот вопрос, Иманов сообщил, что будет проводиться дополнительная экспертиза за границей. Теперь уточнил: судебно-медицинская экспертиза проводится в Москве.
Фото: В полиции отметили, что предоставляют по запросу СМИ информацию в том объеме, который позволяет не нарушать права участников уголовного процесса
Вечером 13 октября 2022 года шестилетние братья были найдены мертвыми в квартире, где они проживали с мамой. Их обнаружила мать, когда вернулась из магазина. Еще 12 октября дети поступали на скорой в больницу, у них была слабость, тошнота и эмоциональная нестабильность. Детям оказали помощь и выписали. По факту смерти двойняшек была назначена токсикологическая экспертиза, не было исключено и отравление ядовитыми веществами. В ноябре прошлого года в Департаменте полиции Костанайской области сообщили, что судебно-медицинская экспертиза подтвердила факт отравления детей, а вот чем конкретно отравились мальчики?
- Экспертиза, проведенная в Казахстане, не дала заключения от чего все-таки погибли дети. Мы связались с московскими коллегами. Этим вопросом занимается наш сотрудник, заместитель начальника следственного отдела Денис Бай. Он лично летал в Москву с образцами для экспертизы, - ответил Булат Иманов и передал слово своему подчиненному.
- Это оказался проблемный вопрос, тяжело определить причину отравления детей. И в порядке Минской Конвенции нами был направлен международный запрос и переданы вещественные доказательства. Сейчас экспертизу проводит Институт судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Мы надеемся, что это прольет свет на причину смерти детей. Наряду проводятся и другие мероприятия с целью установления всех обстоятельств происшествия, - сообщил подполковник полиции Денис Бай (на фото).
В свою очередь начальник УП Рудного Булат Иманов добавил, что в начале марта текущего года запланирована повторная поездка в Москву, и есть надежда получить, наконец, долгожданное заключение.
- Вопрос этот волнует не только общественность Рудного, он на контроле в Аппарате Президента, в Генеральной прокуратуре и в МВД, - отметил Иманов.
На эту новость отреагировала адвокат Татьяна Антонова. Она представляет интересы мамы погибших братьев. По ее словам, следователи оказывают психологическое давление на мать и нарушают ее права. Об этом сообщило областное издание "Наша газета" 18 февраля.
- Мама обратилась ко мне за помощью и пояснила, что причина смерти не установлена, но правоохранительные органы не двусмысленно дают понять: подозревают, что именно она причинила смерть своим детям, - сообщила Антонова в интервью "Нашей газете". - В частности, она, якобы, хранила где-то в доступном месте какие-то лекарственные препараты, которых дети наглотались и умерли. Никто ее не слышал и не слушал, что каких-либо подобных препаратов она дома не держала. Были какие-то травяные таблетки от простуды, но не более того. Я вступила в дело и воочию увидела это психологическое давление, которое оказывалось на нее.
По мнению Антоновой, следователи делают все возможное, чтобы убедить жителей области в вине матери, хотя пока что полиция не смогла установить, вследствие чего наступила смерть детей.
- Тем не менее, они продолжают утверждать, что дети были отравлены, - добавляет Антонова. - В частности, из уст следователя Дениса Бая следует, что не установлено, где и чем они отравлены. Кто сказал, что они вообще были отравлены? Где заключение об этом, почему такая дезинформация идет? Эта новость поступает в СМИ, а в комментариях люди пишут поклепы на маму. У нее горе, она потеряла двух сыновей. Почему правоохранительные органы усугубляют ее положение?
Изначально мама проходила по делу в качестве потерпевшей, но уже через неделю ее статус поменялся на "свидетеля с правом на защиту".
- Это все равно, что подозреваемое лицо, до этого полшага, потому что у подозреваемого и свидетеля с правом на защиту, согласно УПК, одни и те же обязанности и права, - отмечает адвокат. - То есть практически она - подозреваемая на сегодняшний день. Вот еще одна психотравма для матери. Она потеряла детей, а теперь должна защищаться. Хорошо, раз она свидетель с правом на защиту, она имеет право на ознакомления с постановлениями о назначении экспертиз и заключениями по ним. Да, нам показывали постановления о назначении, но никто не показал результаты этих экспертиз. А их по делу уже проведено несколько, о чем мы узнаем из СМИ. Об этом я кричу процессуальному прокурору, прокурору Рудного, с последним я лично встречалась. Но ни одного ответа по существу я не получила.
У мамы следователи проводили обыск. Изъяли телефон и ноутбук, которым старший 12-летний сын пользовался в школе. Адвокат просила спустя три месяца вернуть технику под расписку о хранении, но пока этого не произошло.
- Мы ничего не знаем по делу, получаем информацию из СМИ. Я уже не говорю о поведении следователя Бая, который явно показывает свое отношение к матери как к подозреваемой, - отмечает Антонова. - Там просто идет ор, крик, очная ставка у нас проводилась в попытке расколоть мать. Старшего внука по доверенности бабушка сопровождает в школу. Однажды бабушка приходит в школу, а ребенка нет. Выясняется, что приехали сотрудники полиции и увезли ребенка в суд для депонирования, простыми словами - допроса несовершеннолетнего в суде. Мать в шоке. Да, это допускается законом, в качестве законного представителя может выступить социальный педагог или психолог из школы. Я сам допрос и не обжалую, но почему не предупредили маму и бабушку? Нам следователь дает ответ, что он имел право его допросить. Но я-то спрашиваю, почему мать не предупредили, почему ее права нарушили.
- Дальше мы из СМИ узнаем, что экспертизу не смогли провести, потому что не все изъяли образцы органов, в связи с чем необходима эксгумация, - продолжает рассказ адвокат. - Ну можно себе представить, каково это маме. Из-за чего? Из-за того, что полиция взяла не все образцы. Да, это законная процедура, но к ней прибегают крайне редко, в исключительных обстоятельствах. Но в данном случае к этим обстоятельствам привели какие-то непрофессиональные действия судебно-медицинского эксперта и следователя, который должен был это проконтролировать.
Мама погибших малышей после всех стрессов обратилась в костанайский филиал Международного бюро по правам человека. Последние события отразились на здоровье женщины, и сейчас она проходит лечение в одной из больниц.
- Следователь или процессуальный прокурор не имели контакта с мамой, хотя должны были объяснить ей необходимость той же эксгумации. Понимаете, все делается молча! - резюмирует Антонова. - Последняя моя жалоба в прокуратуру области пересылается в прокуратуру Рудного. То есть областной надзорный орган не контролирует ход расследования. Прокуратура Рудного отписывает мою жалобу процессуальному прокурору, на действия которой я собственно и жалуюсь. Ответ должен прийти до 15 марта. И до этого момента мы должны сидеть и думать - ознакомят нас с какими-нибудь постановлениями или нет. Я так понимаю, что в марте уже будет заключение эксперта из Москвы, может тогда нас с ней ознакомят. Я из СМИ узнала, что дело находится на контроле в аппарате президента. Я надеюсь, что после этого обращения аппарат президента услышит и увидит, что на самом деле происходит с этим делом.
В Управлении полиции города Рудного в день выхода публикации "НГ" прокомментировали доводы адвоката Татьяны Антоновой и назвали их несостоятельными. В УП пояснили, что не полиция устанавливает причину смерти, ее определяет судебно-медицинская экспертиза.
"Полиции для принятия процессуального решения по делу необходимо получить ответ от экспертов - какое вещество стало причиной отравления. То, что дети погибли в результате отравления, подтвердили наши эксперты. После получения данных по экспертизе полиция примет окончательное процессуальное решение. Полиция предоставляет лишь ту информацию, которую запрашивают СМИ, и в том объеме, чтобы не были нарушены права участников уголовного процесса. Согласно ст.201 УП РК иная информация не разглашается в интересах следствия", - говорится в распространенном полицией сообщении.
А пока по городу продолжают ходить слухи о причинах смерти двойняшек. Люди выдвигают самые разные версии, мы не станем их озвучивать по понятным причинам. Однако полиции следует как можно скорее пролить свет на причину трагедии и поставить точку в этом резонансном деле.
Новые сообщения публикуются после модерации