ГЛАВНАЯ

Тушите свет

Шесть тысяч абонентов попали под аварийное отключение

Вечером 11 марта около 6 тысяч абонентов в Рудном остались без электроснабжения. Город частично погрузился во мрак. При этом, далеко не сразу стало известно, что же на самом деле произошло.

pic.alt

Фото: По мнению Каскатаева, ничего экстраординарного не произошло, ведь без электричества осталась даже не половина города

О причинах аварийного отключения на брифинге 12 марта сообщил руководитель ТОО "ЭПК Atica" Оркен Каскатаев. Это организация, которая занимается обслуживанием электросетей города Рудного. Также Оркен Каскатаев возглавляет Рудненскую энергокомпанию - ТОО "РЭК".

Аварийное отключение произошло около 8 часов вечера, восстановить подачу электроэнергии удалось примерно в 00.40. Все это время без света оставались порядка 6 тысяч абонентов из 45 тысяч.

По словам Оркена Каскатаева, произошло отключение ячейки на подстанции "Центральная" в районе супермаркета "Меркурий", которая питает РП-1, расположенную на пересечении улиц Мира-Горняков. Оперативно-выездная бригада в течение часа пыталась выяснить причину, потом были вызваны две оперативно-ремонтные бригады и началась подготовка к переключению.

- Данное отключение произошло именно во время пиковых нагрузок, когда все люди вернулись с работы, соответственно, последующее переключение для запитывания с другой подстанции было более продолжительным, торопиться было нельзя. После подготовительных работ было произведено переключение, нагрузки большие, и было поэтапное включение, то есть мы запитали секции поэтапно. Это все заняло порядка четырех с лишним часов. В первом часу ночи, в принципе, все были запитаны. Ячейка сработала от защиты, то есть мы выяснили, что произошло повреждение кабеля, - сообщил Каскатаев.

По его информации, повреждение кабеля выявлено в районе пересечения улиц Мира и Молодая Гвардия. Его немедленную замену сейчас осложняет мерзлый грунт, плюс нужно пройти все необходимые согласования на работы. Повреждение кабеля могло произойти по разным причинам

- Временной фактор, погодный фактор, просто износ элементарно, когда кабель не новый. Такое случается. Точно пока сказать не можем, что произошло, главное, мы его обнаружили, знаем, где вести работы, - отметил Оркен Каскатаев. - Такое случается, если вспомните, летом тоже были подобные отключения, пусть по причине внешнего воздействия, но были. Вы знаете, большая работа проводится на теплосетях города, и бывает, что подрядчики повреждают кабель, что приводит, по сути, к таким же проблемам. И мы опять, по такому же распорядку переключаемся, а потом устраняем данные ошибки. То есть то, что произошло 11 марта, это ровным счетом практически то же самое. Только без вмешательства извне.

Об аварийном отключении электроэнергии в Рудном стало известно на весь Казахстан. Но в целом, по мнению Каскатаева, ничего экстраординарного не произошло, ведь без электричества осталась даже не половина города. Также в брифинге участвовал заместитель директора и начальник оперативно-диспетчерской службы ТОО "ЭПК Atica" Алексей Аносов, который пояснил, как классифицируются аварии, да и в целом, то, что произошло 11 марта, это не авария, а "отказ второй степени".

- Все зависит не от количества отключенных абонентов, а в конце концов мы считаем недоотпуск, который получился, и если смотреть на недоотпуск, то это не крупнейшая авария, были и больше. И количество отключенных потребителей - это не основополагающий фактор в определении крупности аварий, то есть, если, например, отключится АО "ССГПО" - это будет один потребитель, но это будет крупная авария, по последствиям для экономики и для города несравнимая с отключением шести тысяч абонентов, - отметил Аносов.- Если буквоедством заниматься, то надо сказать, что это была не авария, а отказ второй степени. Авария это нечто более масштабное. При аварии должен быть сброс нагрузки. Ну, в общем, есть критерии определенные, изложенные в правилах.

Алексей Аносов напомнил о событиях 7 апреля 2020 года, когда на нас обрушился ураган: повалило несколько высоковольтных опор у "KEGOC", и Рудный был обесточен весь день.

- Но это было не по нашей вине, стоит отметить, что на наших сетях 6 и 35 киловольт аварий не было тогда, были на сетях 4 киловольта, это частный сектор в основном, избежать этого при таких порывах ветра было невозможно. А наша сеть устояла в том урагане, - добавил Аносов.

Обычным потребителям, конечно, все равно, как классифицируют произошедшее отключение специалисты, главное, что электроэнергии не было. И не было практически никакой информации о том, что же все-таки произошло. Короткое сообщение "Авария на подстанции" журналистам удалось выудить у представителей акимата в чате городских СМИ в 20.25 ч.

В 22.07 в чате СМИ области появилось сообщение уже от областного акимата: "В г.Рудный произошло повреждение питающего кабеля от центральной подстанции. Зафиксировано частичное отключение 4-х улиц города. Повреждение обнаружено, устраняется силами ТОО "Атика". Ситуация на контроле акимата города".

Исходя из комментариев в соцсетях, мы сделали выводы, что отключение коснулось не четырех улиц города, как сообщил областной акимат, "поражение" было более масштабным. Также люди писали, что не могут дозвониться ни в диспетчерскую РЭКа, ни в службу "iKomek 109". Уже ближе к часу ночи пришло сообщение от службы "109", что все потребители запитаны. СМИ старались оперативно распространять любую новую информацию, но, повторимся, ее было очень и очень мало.

Оркен Каскатаев в ходе брифинга ответил на претензии жителей в части того, что они не могли дозвониться их диспетчеру.

- Работа диспетчера в данной ситуации - вести координацию с дежурным персоналом, который на подстанциях, с оперативным персоналом, с оперативно-выездным персоналом, чтобы авария была как можно скорее устранена. И он с этой задачей справляется. И когда люди не могут дозвониться, это не значит, что диспетчер положил трубку и никак не реагирует, - пояснил Каскатаев. - По нашему распорядку мы в течение пяти минут уведомляем энергонадзор об аварии, отключениях в группе WhatsApp, потом "iKomek".

Журналисты в ходе брифинга, конечно, постарались выяснить, является ли недавняя авария, или, как ее назвали, отказ второй степени, следствием износа городских электросетей. А процент износа, по данным Каскатаева, составляет 69%.

- Износ, конечно, влияет. Но оборудование у нас работоспособное, что подтверждается техническим освидетельствованием, оно проводится раз в пять лет. Раз мы затронули тему износа сетей, хочу привести пример. Мы сейчас видим, какие капиталовложения в части теплосетей, за счет чего? За счет того, что государство имеет возможность финансировать. Мы частная компания, мы работаем за счет тарифа. В нашем тарифе предусмотрены капремонты, текущие ремонты и инвестпрограммы, за счет которых мы занимаемся обновлением сетей. Но все это связано с тарифом. Если государство придумает какой-то механизм, чтобы можно было обновлять быстрее, то это другой вопрос. На сегодняшний день у нас утвержденная инвестпрограмма на 2024 год составляет около 150 миллионов. В прошлом году был такой механизм разработан "Тариф в обмен на инвестиции", она позволяет передающим организациям увеличивать дополнительно инвестпрограммы. Мы передающая организация, которая защищает тариф на пятилетний период, мы защитили тариф до 2026 года. И больше мы не имели возможности, но теперь она появилась, в прошлом году мы ею воспользовались. Небольшая сумма в 60 млн.тенге дала возможность нам заменить четыре трансформатора, мы упор делали на подстанции, которые питают фильтровальную станцию Рудного. В этом году мы тоже подали заявку на увеличение инвестпрограммы, снова хотим заменять оборудование. Но если вы обратили внимание, я только называю оборудование. Здесь сейчас нет речи ни о кабелях, ни о сетях. Кабели - это следующий наш шаг. У нас есть в планах менять именно сети и линии. Все упирается в тариф. Еще немаловажный такой момент касательно дополнительных инвестпрограмм: с прошлого года у нас появилась возможность поднимать уровень зарплаты. С прошлого года ввели такую норму - брать среднеотраслевую заработную плату по Костанайской области. В прошлом году мы вышли на 192 тысячи, теперь на 254 тысячи. Но нужно учесть, что лет десять ничего не менялось, и теперь мы только догоняем. Опять же, если смотреть на ССГПО, где зарплата в нашей отрасли больше, то справедливо будет нам ориентироваться не на всю область, а на наш город. А любые ремонтные работы, надежность, это в первую очередь ресурсы и людской персонал. Нам бы больше ремонтов производить, на это нужно больше людей, больше финансов, - говорит Оркен Каскатаев.

На брифинге были заданы вопросы и о повышении тарифа. Заявки на его увеличение поданы и от "ЭПК Atica", и от "РЭКа". Каскатаев напомнил, что помимо повышения зарплат и дополнительных инвестпрограмм, с июля прошлого года поменялся рынок электроэнергии, то есть закуп идет уже не у станции, а у единого закупщика. И это тоже влияет на тариф. Пока руководитель этих организаций в подробности вдаваться не стал, сообщив, что среднеотпускной тариф планируют увеличить на 30%.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Captcha Code
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×