ГЛАВНАЯ

Верность своему призванию

Русский язык в СНГ - новые горизонты

Два года назад мы рассказывали о международном конкурсе для учителей русского языка и литературы "Русский язык в Казахстане - новые горизонты", организованном АНО (Автономная неправительственная организация) "Русская Гуманитарная Миссия", которая выступает за популяризацию русского языка на территории стран СНГ.

pic.alt

Фото: В общей сложности за пять лет участие в конкурсе приняли более 1200 учителей

В разные годы международный конкурс "Русский язык - новые горизонты" с успехом проходил в Таджикистане (2016-2017 гг.), Узбекистане (2018-2019 гг.), Кыргызстане (2019-2021 гг.) и Азербайджане (2023 г.). В 2022 году он с успехом прошел в Казахстане, в нем приняло участие 160 учителей, по итогам двух этапов десять финалистов-победителей конкурса побывали в Москве, где для них была организована незабываемая культурная программа "Москва литературная".

- За эти годы мы познакомились с удивительными, незаурядными, талантливыми педагогами, верными своему делу, своим ученикам и русскому языку. В результате родилось множество идей, касающихся преподавания и продвижения русского языка и культуры не только в Казахстане, но и в других странах СНГ. Профессиональное развитие, плодотворное общение, вдохновение и мотивация - вот что дал конкурс его участникам. И среди множества теплых слов и пожеланий в адрес Русской Гуманитарной Миссии чаще всего звучала просьба о продолжении конкурса "Русский язык - новые горизонты" - а значит, пора подумать о следующем! - говорили организаторы этого великолепного проекта.

Сотрудники АНО "Русская Гуманитарная Миссия" свое слово сдержали: 1 февраля 2024 года стартовал новый конкурс "Русский язык в СНГ - новые горизонты" для преподавателей русского языка и литературы из Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.

На первом этапе конкурсанты должны были выполнить задание, позволяющее определить у преподавателей уровень сформированности профессиональных компетенций в области русского языка. Участник конкурса должен был написать эссе на тему "Преподаватель-русист в современной национальной школе: личный опыт и методические находки". Я тоже принимал участие в этом интересном конкурсе и решил немного поделиться впечатлениями. Самое главное - это желание, не надо стесняться, не надо комплексовать, надо решительно и смело участвовать в подобных творческих конкурсах, это в любом случае развитие, профессиональный рост, огромный опыт, накопление материала. У педагога останутся какие-то наработки, материалы, в будущем они обязательно пригодятся для участия в других конкурсах. После участия в таких конкурсах учитель бережнее относится к своей учебно-методической базе, систематизирует свои уроки, небольшие методические открытия, видеоматериалы, публикации, понимая, что это понадобится в работе.

В своем эссе для первого этапа конкурса я поделился, в частности, опытом и наблюдениями проведенного ранее урока русского языка в 5 классе по теме "Реклама на уроке" и урока литературы в 7 классе по теме "Чингиз Айтматов. "Красное яблоко". Обо всем этом я писал в "Учительскую плюс" (статьи "Все дело в яблоке?", "Реклама на современном уроке"), поэтому не буду повторяться, отмечу лишь то, что любой опыт, любые маленькие открытия и находки обязательно пригодятся. Не надо стесняться, надо делиться своим багажом, от этого вы становитесь увереннее и опытнее.

1-го мая, спустя три месяца после старта, были названы имена победителей первого этапа VI международного конкурса "Русский язык - новые горизонты" для учителей русского языка и литературы пяти стран-участниц СНГ - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Во второй тур прошли авторы лучших эссе на тему "Преподаватель-русист в современной национальной школе: личный опыт и методические находки". В общей сложности оргкомитет обработал 166 заявок на участие, из них во второй тур должны были пройти 60 победителей, а прошли 93. Как отмечали члены жюри, эксперты МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы), было много достойных и интересных работ, поэтому решили дать шанс и расширить состав победителей первого этапа.

1-го мая сразу же начался второй этап конкурса, победителям первого этапа было предложено задание, направленное на определение уровня сформированности навыков и умений устной монологической речи, а также ораторского искусства. Задание предполагало подготовку и запись видеопрезентации на тему "Чувства добрые я лирой пробуждал: достижение педагога - успех ученика". Пушкинские строки, включенные в название темы, не только отсылали конкурсантов к 225-летию великого поэта, но и напоминали о важнейшей задаче каждого учителя русского языка: воспитать в ученике ответственного гражданина, достойного профессионала, пробудить в нем "чувства добрые" своим педагогическим мастерством. Предполагалось, что в видеопрезентации педагог расскажет об одном или нескольких своих учениках, которым полученные знания русского языка дали "путевку в жизнь": позволили принять участие и стать призером в олимпиадах по русскому языку или литературе, в региональном или международном проектах, помогли поступить в вуз, построить карьеру, добиться серьезных результатов в профессиональной, научной, общественной или государственной сфере. Как видите, задание второго этапа было очень увлекательным, но до него еще нужно было добраться. Я немного переживал за итоги первого этапа, потому что не считаю себя продвинутым методистом, не являюсь мастером по применению современных технологий, а больше упор делаю на работу с текстом, на анализ и интерпретацию содержания. Но, к счастью, все прошло благополучно, и в числе 32-х учителей из Казахстана я прошел во второй этап конкурса. Теперь можно было вплотную приступать к выполнению увлекательного задания. Наверное, у каждого учителя русского языка и литературы есть такие ученики, которым занятия по предмету дали "путевку в жизнь", помогли определиться с выбором профессии и стать достойными ответственными людьми. В этом отношении мне очень помогли и помогают дополнительные занятия по русскому языку в кружке журналистики. Уже много лет я веду этот кружок. Во-первых, это дополнительная увлекательная работа по предмету, кропотливая работа со Словом, где школьная теория сливается с практикой жизни. Во-вторых, это обогащение словарного запаса, расширение кругозора, мы выходим за рамки учебника и вторгаемся в жизнь. В-третьих, дети видят результаты своего труда на страницах школьной газеты, городских и областных СМИ. Наконец, это ранняя профориентация, дети на практике знакомятся с работой журналиста.

В своем видеосюжете я решил рассказать о трех своих воспитанницах, которым дополнительные занятия по русскому языку в нашем кружке, новые знания, умения и навыки дали "путевку в жизнь", помогли выбрать профессию и стать достойными ответственными людьми. Вероника Новикова учится в Тюменском университете, Злата Иванова - на факультете журналистики, а Мария Лопушнян завершает учебу по специальности "русская филология". Все девушки живо откликнулись на мое предложение, творчески отнеслись к моей просьбе и внесли свой вклад в создание видеоролика. Кроме того, 28-29 мая по условиям конкурса для преподавателей русского языка и литературы - участников VI Международного конкурса "Русский язык в СНГ - новые горизонты" был проведен двухдневный онлайн-семинар. Лекции и практические занятия провели специалисты Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. К занятиям присоединились порядка 100 учителей из пяти стран - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Интернациональный состав участников определил формат встречи: мастер-класс в этом году состоялся дистанционно. С приветствием к слушателям обратились заместитель директора по образовательным проектам Русской Гуманитарной Миссии Татьяна Орлова и Александр Коротышев, кандидат педагогических наук, директор секретариата Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Спикеры курса - ведущий специалист лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании Московского педагогического Государственного университета, кандидат технических наук Михаил Шаповалов и Ксения Родионова, ведущий эксперт лаборатории когнитивных и лингвистических исследований, ассистент кафедры стажировки зарубежных специалистов Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, - представили актуальные методические разработки в области преподавания русского языка за рубежом.

14 июня второй этап VI Международного конкурса "Русский язык в СНГ - новые горизонты" завершился. Как откровенно призналась Татьяна Орлова, заместитель директора по образовательным проектам Русской Гуманитарной Миссии, жюри конкурса было очень сложно принимать итоговое решение, так как было много профессиональных работ, и каждой стране было выделено всего по четыре места. Мы глубоко признательны всем преподавателям русского языка и литературы за внимание к нашему проекту. Вне зависимости от его итогов благодарим всех за радость общения, исключительный профессионализм, творческий подход к каждому из заданий, а главное - за верность своему призванию.

Напомним, в первом этапе конкурса приняли участие 166 преподавателей из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, во втором этапе соревновались 86 человек. В результате были отобраны 20 финалистов, главным призом для которых станет поездка в Санкт-Петербург, где их ждут насыщенная культурная программа и профильное образовательное мероприятие с участием ведущих российских специалистов.

Имена победителей-финалистов из Республики Казахстан:

Алтыбаев Асхат Бектемисович (КГУ "Общеобразовательная школа №14 им.Карбышева отдела образования города Рудного" Управления образования акимата Костанайской области);

Лось Татьяна Николаевна (КГУ "Общеобразовательная школа №1 города Балхаша");

Лукановская Ирина Анатольевна (КГУ "Асановская средняя школа", Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район);

Кузембаева Роза Асылбековна (КГУ "Школа-лицей №5 им. И.В.Панфилова" г.Кызылорда).

Ранее конкурс "Русский язык - новые горизонты" по инициативе АНО "Русская Гуманитарная Миссия" с успехом прошел в каждом из упомянутых государств: в Таджикистане (2016-2017 гг.), Узбекистане (2018-2019 гг.), Кыргызстане (2019-2021 гг.), Казахстане (2022 г.) и Азербайджане (2023 г.). В общей сложности за пять лет участие в нем приняли более 1200 зарубежных учителей, преподающих на русском языке.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Captcha Code
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×