Верность своему призванию
Русский язык в СНГ - новые горизонты
Два года назад мы рассказывали о международном конкурсе для учителей русского языка и литературы "Русский язык в Казахстане - новые горизонты", организованном АНО (Автономная неправительственная организация) "Русская Гуманитарная Миссия", которая выступает за популяризацию русского языка на территории стран СНГ.
Фото: В общей сложности за пять лет участие в конкурсе приняли более 1200 учителей
В разные годы международный конкурс "Русский язык - новые горизонты" с успехом проходил в Таджикистане (2016-2017 гг.), Узбекистане (2018-2019 гг.), Кыргызстане (2019-2021 гг.) и Азербайджане (2023 г.). В 2022 году он с успехом прошел в Казахстане, в нем приняло участие 160 учителей, по итогам двух этапов десять финалистов-победителей конкурса побывали в Москве, где для них была организована незабываемая культурная программа "Москва литературная".
- За эти годы мы познакомились с удивительными, незаурядными, талантливыми педагогами, верными своему делу, своим ученикам и русскому языку. В результате родилось множество идей, касающихся преподавания и продвижения русского языка и культуры не только в Казахстане, но и в других странах СНГ. Профессиональное развитие, плодотворное общение, вдохновение и мотивация - вот что дал конкурс его участникам. И среди множества теплых слов и пожеланий в адрес Русской Гуманитарной Миссии чаще всего звучала просьба о продолжении конкурса "Русский язык - новые горизонты" - а значит, пора подумать о следующем! - говорили организаторы этого великолепного проекта.
Сотрудники АНО "Русская Гуманитарная Миссия" свое слово сдержали: 1 февраля 2024 года стартовал новый конкурс "Русский язык в СНГ - новые горизонты" для преподавателей русского языка и литературы из Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
На первом этапе конкурсанты должны были выполнить задание, позволяющее определить у преподавателей уровень сформированности профессиональных компетенций в области русского языка. Участник конкурса должен был написать эссе на тему "Преподаватель-русист в современной национальной школе: личный опыт и методические находки". Я тоже принимал участие в этом интересном конкурсе и решил немного поделиться впечатлениями. Самое главное - это желание, не надо стесняться, не надо комплексовать, надо решительно и смело участвовать в подобных творческих конкурсах, это в любом случае развитие, профессиональный рост, огромный опыт, накопление материала. У педагога останутся какие-то наработки, материалы, в будущем они обязательно пригодятся для участия в других конкурсах. После участия в таких конкурсах учитель бережнее относится к своей учебно-методической базе, систематизирует свои уроки, небольшие методические открытия, видеоматериалы, публикации, понимая, что это понадобится в работе.
В своем эссе для первого этапа конкурса я поделился, в частности, опытом и наблюдениями проведенного ранее урока русского языка в 5 классе по теме "Реклама на уроке" и урока литературы в 7 классе по теме "Чингиз Айтматов. "Красное яблоко". Обо всем этом я писал в "Учительскую плюс" (статьи "Все дело в яблоке?", "Реклама на современном уроке"), поэтому не буду повторяться, отмечу лишь то, что любой опыт, любые маленькие открытия и находки обязательно пригодятся. Не надо стесняться, надо делиться своим багажом, от этого вы становитесь увереннее и опытнее.
1-го мая, спустя три месяца после старта, были названы имена победителей первого этапа VI международного конкурса "Русский язык - новые горизонты" для учителей русского языка и литературы пяти стран-участниц СНГ - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Во второй тур прошли авторы лучших эссе на тему "Преподаватель-русист в современной национальной школе: личный опыт и методические находки". В общей сложности оргкомитет обработал 166 заявок на участие, из них во второй тур должны были пройти 60 победителей, а прошли 93. Как отмечали члены жюри, эксперты МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы), было много достойных и интересных работ, поэтому решили дать шанс и расширить состав победителей первого этапа.
1-го мая сразу же начался второй этап конкурса, победителям первого этапа было предложено задание, направленное на определение уровня сформированности навыков и умений устной монологической речи, а также ораторского искусства. Задание предполагало подготовку и запись видеопрезентации на тему "Чувства добрые я лирой пробуждал: достижение педагога - успех ученика". Пушкинские строки, включенные в название темы, не только отсылали конкурсантов к 225-летию великого поэта, но и напоминали о важнейшей задаче каждого учителя русского языка: воспитать в ученике ответственного гражданина, достойного профессионала, пробудить в нем "чувства добрые" своим педагогическим мастерством. Предполагалось, что в видеопрезентации педагог расскажет об одном или нескольких своих учениках, которым полученные знания русского языка дали "путевку в жизнь": позволили принять участие и стать призером в олимпиадах по русскому языку или литературе, в региональном или международном проектах, помогли поступить в вуз, построить карьеру, добиться серьезных результатов в профессиональной, научной, общественной или государственной сфере. Как видите, задание второго этапа было очень увлекательным, но до него еще нужно было добраться. Я немного переживал за итоги первого этапа, потому что не считаю себя продвинутым методистом, не являюсь мастером по применению современных технологий, а больше упор делаю на работу с текстом, на анализ и интерпретацию содержания. Но, к счастью, все прошло благополучно, и в числе 32-х учителей из Казахстана я прошел во второй этап конкурса. Теперь можно было вплотную приступать к выполнению увлекательного задания. Наверное, у каждого учителя русского языка и литературы есть такие ученики, которым занятия по предмету дали "путевку в жизнь", помогли определиться с выбором профессии и стать достойными ответственными людьми. В этом отношении мне очень помогли и помогают дополнительные занятия по русскому языку в кружке журналистики. Уже много лет я веду этот кружок. Во-первых, это дополнительная увлекательная работа по предмету, кропотливая работа со Словом, где школьная теория сливается с практикой жизни. Во-вторых, это обогащение словарного запаса, расширение кругозора, мы выходим за рамки учебника и вторгаемся в жизнь. В-третьих, дети видят результаты своего труда на страницах школьной газеты, городских и областных СМИ. Наконец, это ранняя профориентация, дети на практике знакомятся с работой журналиста.
В своем видеосюжете я решил рассказать о трех своих воспитанницах, которым дополнительные занятия по русскому языку в нашем кружке, новые знания, умения и навыки дали "путевку в жизнь", помогли выбрать профессию и стать достойными ответственными людьми. Вероника Новикова учится в Тюменском университете, Злата Иванова - на факультете журналистики, а Мария Лопушнян завершает учебу по специальности "русская филология". Все девушки живо откликнулись на мое предложение, творчески отнеслись к моей просьбе и внесли свой вклад в создание видеоролика. Кроме того, 28-29 мая по условиям конкурса для преподавателей русского языка и литературы - участников VI Международного конкурса "Русский язык в СНГ - новые горизонты" был проведен двухдневный онлайн-семинар. Лекции и практические занятия провели специалисты Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. К занятиям присоединились порядка 100 учителей из пяти стран - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Интернациональный состав участников определил формат встречи: мастер-класс в этом году состоялся дистанционно. С приветствием к слушателям обратились заместитель директора по образовательным проектам Русской Гуманитарной Миссии Татьяна Орлова и Александр Коротышев, кандидат педагогических наук, директор секретариата Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Спикеры курса - ведущий специалист лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании Московского педагогического Государственного университета, кандидат технических наук Михаил Шаповалов и Ксения Родионова, ведущий эксперт лаборатории когнитивных и лингвистических исследований, ассистент кафедры стажировки зарубежных специалистов Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, - представили актуальные методические разработки в области преподавания русского языка за рубежом.
14 июня второй этап VI Международного конкурса "Русский язык в СНГ - новые горизонты" завершился. Как откровенно призналась Татьяна Орлова, заместитель директора по образовательным проектам Русской Гуманитарной Миссии, жюри конкурса было очень сложно принимать итоговое решение, так как было много профессиональных работ, и каждой стране было выделено всего по четыре места. Мы глубоко признательны всем преподавателям русского языка и литературы за внимание к нашему проекту. Вне зависимости от его итогов благодарим всех за радость общения, исключительный профессионализм, творческий подход к каждому из заданий, а главное - за верность своему призванию.
Напомним, в первом этапе конкурса приняли участие 166 преподавателей из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, во втором этапе соревновались 86 человек. В результате были отобраны 20 финалистов, главным призом для которых станет поездка в Санкт-Петербург, где их ждут насыщенная культурная программа и профильное образовательное мероприятие с участием ведущих российских специалистов.
Имена победителей-финалистов из Республики Казахстан:
Алтыбаев Асхат Бектемисович (КГУ "Общеобразовательная школа №14 им.Карбышева отдела образования города Рудного" Управления образования акимата Костанайской области);
Лось Татьяна Николаевна (КГУ "Общеобразовательная школа №1 города Балхаша");
Лукановская Ирина Анатольевна (КГУ "Асановская средняя школа", Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район);
Кузембаева Роза Асылбековна (КГУ "Школа-лицей №5 им. И.В.Панфилова" г.Кызылорда).
Ранее конкурс "Русский язык - новые горизонты" по инициативе АНО "Русская Гуманитарная Миссия" с успехом прошел в каждом из упомянутых государств: в Таджикистане (2016-2017 гг.), Узбекистане (2018-2019 гг.), Кыргызстане (2019-2021 гг.), Казахстане (2022 г.) и Азербайджане (2023 г.). В общей сложности за пять лет участие в нем приняли более 1200 зарубежных учителей, преподающих на русском языке.
Новые сообщения публикуются после модерации