Гибель ребенка в Рудном
Правозащитник сомневается, что кто-то понесет наказание
В своей публикации от 5 ноября на страницах ОО "Правозащитный Центр Костанайской области" в социальных сетях председатель общественного объединения Николай Гиньятов задается вопросом: неужели виновные в гибели 7-летнего мальчика избежали наказания?
Фото: По закону в данном случае даже отсутствие претензий со стороны пострадавших не может освободить виновных в трагедии от ответственности...
Речь о трагедии, произошедшей в Рудном 26 августа текущего года. Напомним, что ребенка засыпало грунтом в траншее у дома №37 по ул.50 лет Октября, где ТОО "Рудненский водоканал" проводил земляные работы. И видео с места происшествия, и очевидцы из числа соседей указывают на то, что место, где проводились земляные работы, огорожено не было.
На новость о трагедии в этот же день отреагировал Департамент полиции Костанайской области:
"По данному факту полицией возбуждено уголовное дело за нарушение правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Проводится проверка, назначены соответствующие экспертизы, по результатам которых будет принято соответствующее процессуальное решение. Ход расследования взят на особый контроль руководства Департамента", - говорилось в официальном сообщении ДП.
Правозащитник Николай Гиньятов в своей публикации отмечает, что с момента трагедии минуло практически два с половиной месяца, значит, общие двухмесячные сроки производства досудебного расследования уже истекли.
- А где само уголовное дело? В суде? Нет, в суде его нет. Каков результат особого контроля со стороны руководства Департамента полиции области за ходом расследования уголовного дела? Контроль как-то помог, повлиял на результат или может дело прекращено, например, предположим, что родственники погибшего ребенка договорились и получили компенсацию в виде квартиры в новостройке? - задается вопросами председатель ОО "Правозащитный Центр Костанайской области".
После трагического происшествия в комментариях СМИ акиматом было отказано, тогда сослались на то, что семья погибшего ребенка обратилась с просьбой не обсуждать в средствах массовой информации эту тему. С одной стороны, понять убитых горем родителей можно: в сетях начали распространять видео с места трагедии, где спасатели откапывают уже бездыханное тело малыша. Видеть такое врагу не пожелаешь. А с другой стороны, неужели у семьи, потерявшей ребенка, не было желания наказать виновных? Вспомните трагедию, когда в июле малыш из Рудного наглотался магнитов и умер после операции в Костанайской областной детской больнице. Семья мальчика обратилась к адвокату, а на врачей завели уголовное дело… На этом фоне предположение Николая Гиньятова о некой "компенсации" семье заваленного землей ребенка не кажется чем-то невозможным. Слишком подозрительно воцарившееся молчание.
Но дело в том, что по закону в данном случае даже отсутствие претензий со стороны пострадавших не может освободить виновных в трагедии от ответственности. Это подробно разъясняет правозащитник Николай Гиньятов:
"Нарушение правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового) - это статья 279 Уголовного Кодекса. В РК, согласно действующего уголовно-процессуального законодательства, в зависимости от характера и тяжести преступления уголовное преследование осуществляется в трех формах: частном, частно-публичном и публичном порядках.
Так, ст.32 ч.2 УПК, предусмотрен перечень статей УК, по которым уголовное преследование осуществляется исключительно в частном порядке (непосредственно потерпевшим путем подачи жалобы частного обвинения в суд). Такие дела не могут быть возбуждены без жалобы потерпевшего и подлежат прекращению по его заявлению. Ст.279 УК, по которой карается "Нарушение правил или требований нормативов в сфере строительной деятельности, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия" к таким делам не относится. Частно-публичное преследование осуществляется по перечню статей УК, изложенных в ст.32 ч.3 УПК, и ст.279 УК также в этот перечень не входит. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением его с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым лишь в случаях, предусмотренных статьей 68 УК. Более того, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением не распространяются на лиц, совершивших: преступления по неосторожности, повлекшие смерть человека либо смерть двух и более лиц, за исключением случая совершения дорожно-транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности смерть его близких родственников, супруга (супруги). Во всех остальных случаях согласно ст.32 ч.6 УПК РК, уголовное преследование по этим делам осуществляется независимо от подачи жалобы потерпевшим и его позиции. Примирение и заглаживание вреда учитывается лишь при назначении наказания. Таким образом, если в результате погиб человек, по неосторожности ли, либо вследствие небрежности или умысла, тем более, ребенок, уголовное преследование виновных лиц осуществляется в публичном порядке и не может быть прекращено, если даже этого просят родственники потерпевшего. Причина этого проста - публичный интерес общества и государства, поскольку если есть погибшие в результате совершения преступлений, к примеру, предусмотренных статьями 277, 278, 279 УК (любая смерть в результате нарушений при строительстве), то тут уже нужно говорить о качестве строительной деятельности, соблюдении норм безопасности, и ответственность должна наступать в любом случае, в таких случаях "откупиться", по закону, невозможно. Наказание должно быть неотвратимым, иначе нарушения при производстве различных строительных работ, тем более, с такими тяжкими последствиями, мы не искореним никогда, а как у нас строят - мы все прекрасно знаем и видим".
Журналистов, которые освещали эту трагическую тему, интересовал, прежде всего, вопрос обеспечения техники безопасности при проведении земляных работ, ведь это затрагивает вопросы безопасности населения города в целом. Ранее на брифинге представители СМИ задавали вопросы руководителю ОЖКХ Юрию Итемгенову. Он подтвердил, что работы на данном участке производились непосредственно силами ТОО "Рудненский водоканал". Он также сообщил, что сразу после несчастного случая был создан оперативный штаб УЧС, проведено совещание со всеми подрядными организациями.
- Прежде чем приступать к работам, со всеми подрядчиками проводится инструктаж по ТБ, по ограждению и т.д. Предписания мы выдаем, - сообщил тогда Итемгенов.
В ходе отчетной встречи акима Костанайской области с населением 11 октября акиму Рудного журналист портала "Наша Газета" адресовал вопрос о соблюдении техники безопасности при земляных работах, в частности, об отсутствии ограждений.
Аким Рудного Виктор Ионенко ответил, что в этом году меняли больше 20 км сетей, следовательно, нужно больше 40 км ограждений.
- Это просто физически невозможно. Сегодня правоохранительные органы возбудили уголовное дело, следствие ведется по определению причин, по определению виновных, кто должен был делать, как должны были делать, - ответил на вопрос аким.
Заметьте, что глава города заявил это открыто, с большой сцены, в присутствии СМИ, и никакой реакции не последовало, следовательно, такой ответ устраивает и контролирующие безопасность строительных работ органы, и прокуратуру, и полицию?
- Наказание виновных и конкретно в данном случае - это дело не только восстановления справедливости, которую с похороненным заживо ребенком никак не восстановишь, и это дело не только родителей погибшего семилетнего ребенка, но это дело также и общества, и государства, публичное дело. (…) Тут есть еще одна важная цель уголовного законодательства - наказать, чтоб другим неповадно было, или хотя бы для того, чтоб минимизировать подобное в будущем, - высказал свое мнение Николай Гиньятов.
Смерть ребенка воспринимается в нашем обществе как ЧП, и вполне оправдано желание как можно скорее узнать, кто виновен в трагедии, а главное, кто понесет наказание. Но в Рудном происходит нечто непонятное. Приведем ряд примеров: в декабре 2023 года в мусорном баке по ул.П.Корчагина обнаружен мертвый новорожденный ребенок, тело было завернуто в полиэтилен. В полиции тогда сообщили, что УП Рудного начато досудебное расследование по статье 100 УК РК "Убийство матерью новорожденного ребенка". А дальше тишина… Из неофициальных источников стало известно, что мать ребенка довольно быстро нашли, что малыш, вроде бы, родился мертвым. Но вместо человеческого погребения малютку решили выбросить в мусорный бак. Официальных сообщений по данному факту не было. Кого в итоге наказали? Или, наоборот, помогли и поставили семью в очередь на жилье?
А больше двух лет назад, в октябре 2022 года, случилась двойная трагедия: при неясных обстоятельствах умерли два шестилетних брата. Позже сообщили: это отравление. В полиции на запросы СМИ раз за разом отвечали, что назначена экспертиза в Москве, что результаты вот-вот будут, а потом снова молчание. Кто ответит за смерть этих детей и ответит ли вообще, широкой общественности по каким-то причинам сообщать не спешат.
Новые сообщения публикуются после модерации