«Каждый ребенок - это целый мир»
Учитель, вдохновляющий словом и примером
Асхат Бектемисович - педагог с большим стажем, куратор школьной журналистики, победитель международных предметных конкурсов и активный участник спортивных турниров по мини-футболу. В этом интервью он рассказывает, что значит быть учителем сегодня, как вдохновлять учеников, почему строгость - это не враг, а опора, и за что он любит свою профессию.

Фото: "Прививайте детям любовь к труду. Это ключ ко всему: и к знаниям, и к интересу, и к будущему успеху"
- Асхат Бектемисович, многие ваши ученики с благодарностью вспоминают ваше внимание к их работам. Что для вас значит быть автором: писать самому или вдохновлять других?
- Если честно, быть автором для меня - не самоцель. Это просто интересная сфера. Мне очень близка журналистика: я с уважением отношусь к коллегам, к творческим людям. Если бы не школа, я бы, наверное, пошел в журналистику. Мне нравится быть в гуще событий, общаться с интересными людьми, описывать мероприятия, анализировать спортивные матчи. Но вдохновлять - это, пожалуй, даже важнее. Иногда я пишу комментарии к статьям ребят. Если материал классно изложен, грамотно написан, содержит собственную позицию и эмоции - я не могу пройти мимо и пишу позитивный отзыв. Думаю, такие комментарии действительно вдохновляют. Видел, как радуются мои ученики. И мне от этого тоже радостно.
- Как вы относитесь к своей педагогической роли сегодня? Что значит быть учителем в наше время?
- Раньше относился к этому по-другому. С возрастом ты становишься скорее как отец, а иногда даже как дедушка для учеников. Появляется тепло, желание поддержать, наставить. Учитель сегодня - это не только источник знаний, но и советчик, старший друг. Мы должны помогать детям раскрывать себя, находить их сильные стороны. Учить быть грамотными, внимательными, уметь рассуждать. Миссия учителя - это открытие потенциала ребенка.
- Как удается сочетать строгость и доброту в работе с детьми?
- К сожалению, не всегда удается идеально. Дети очень быстро распознают, кто ты: строгий, мягкий или равнодушный. Распознают по мелочам - строго ли следишь за выполнением домашнего задания, как реагируешь на опоздания. Хорошие дети это понимают, а те, кто пришел не учиться, а просто "быть", начинают этим пользоваться. Поэтому дисциплина должна быть. Порядок в классе - как в спорте: даже менее одаренная команда с отличной дисциплиной может выиграть. Порядок бьет класс! Так и в школе: дисциплинированные и ответственные дети добиваются большего, чем талантливые, но нарушающие режим.
- Что вас огорчает в школьной жизни сегодня?
- Главная боль - это отсутствие трудолюбия. Раньше дети были отзывчивее, трудолюбивее, патриотичнее. Мы собирали макулатуру, металлолом, ухаживали за ветеранами, участвовали в пионерских и комсомольских мероприятиях. Сейчас же - не выпросишь даже с доски вытереть. А ведь школа - это не только уроки, это воспитание. Мы упустили момент: дети все время в телефонах, компьютерах, задания выполняют с помощью искусственного интеллекта. А без труда ничего не будет.
- А что, наоборот, радует?
-Все остальное. Школа - это всегда интересно. Каждый ребенок - это целый мир. К тому же у нас в коллективе отличная мужская команда, вместе дружно участвуем в мероприятиях, отмечаем праздники. Дети бывают очень интересными, творческими. Радует, когда вдруг среди учеников находишь единомышленника, радует, когда они с горящими глазами, с огромным желанием, когда хотят показать, что сделали, какого результата добились, над чем творчески потрудились. Хочется, чтобы таких моментов было больше.
- Расскажите немного о ваших увлечениях. Чем занимаетесь вне школы?
- Спортом. Для меня это и здоровье, и поддержка в основной деятельности. Я продолжаю играть в футбол, тренируюсь и участвую в ветеранских соревнованиях - на городском, областном, республиканском, иногда на международном уровне. В течение года в различных турнирах играем с ветеранскими командами нашей области, Астаны, Кокшетау, Актобе, Екатеринбурга, Кургана. Спорт дает энергию. С интересом отправляюсь путешествовать: пару лет назад был в Москве, где нам была предложена экскурсия "Москва литературная", в прошлом году был в Санкт-Петербурге - масса эмоций, новые знакомства. Поездки расширяют кругозор, обогащают, вдохновляют. В свободное время с удовольствием читаю литературу - мы должны быть в тонусе.
- Что бы вы хотели пожелать школьникам и родителям?
- Прививайте детям любовь к труду. Это ключ ко всему: и к знаниям, и к интересу, и к будущему успеху. Учеба становится интересной только тогда, когда ребенок сам хочет трудиться, когда у него появится желание, когда он почувствует успех от своих стараний. И если это трудолюбие в учебе войдет в привычку, то успех не заставит себя долго ждать. Над этим нам всем - и педагогам, и родителям, стоит серьезно задуматься.
Новые сообщения публикуются после модерации