Колеса жизни
Ремонт инвалидных колясок и инватакси помогают сохранить независимость и уверенность
Неисправная коляска может стать настоящей преградой, а отсутствие транспорта - барьером между человеком и миром. Именно поэтому в нашем регионе особое внимание уделяют ремонту инвалидных колясок и работе инватакси. Но и здесь возникают некоторые трудности. Как обстоят дела с этим направлением, выяснял корреспондент газеты "Хорошее Дело".

Фото: Основная проблема в ремонте электрических колясок - нет необходимых запчастей
Уже более пяти лет общественное объединение "Умит Надежда" в рамках государственного социального заказа успешно осуществляет ремонт инвалидных колясок. Эта деятельность направлена на поддержку людей с ограниченными возможностями, улучшение качества их жизни и обеспечение более комфортного и безопасного передвижения.
- За годы реализации проекта мы уже изучили все механизмы ремонта. Сейчас особая трудность - это ремонт электрических колясок. В основном они сделаны в Китае и для них на территории нашей страны нет подходящих деталей, - негодует руководитель ОО "Умит Надежда" Дуйсенгали Оспанов. - Я сам больше 40 лет передвигаюсь на инвалидной коляске. Приходится искать все запчасти по городу или даже по республике. Элементарно взять колеса - ни камеры, ни размеров необходимых нет. В Казахстане нет какого-либо завода, выпускающего средства передвижения для людей с ограниченными возможностями.
По словам Дуйсенгали Оспанова, чаще всего за ремонтом обращаются параспортсмены. Среди них жительница Рудного Юлия Калинина. Она уже 14 лет занимается танцами на коляске.
- О возможности ремонта коляски на бесплатной основе узнала пять лет назад благодаря Аруне Рахметуллаевне. Стараюсь обращаться по мере необходимости. Так, например, мне подкачивают колеса на танцевальной коляске, иногда меняют некоторые запчасти и консультируют в выборе деталей, - рассказывает Юлия Калинина. - Считаю, что такие проекты не должны быть краткосрочными, а наоборот долгосрочными, потому что это наше средство передвижения.
Как отмечает заместитель руководителя спортивного клуба инвалидов Костанайской области Григорий Зиберов, проект по ремонту инвалидных колясок можно назвать важным и своевременным шагом в поддержке лиц с инвалидностью.
- Благодаря созданию специализированной мастерской обеспечивается доступный и качественный ремонт, снижается финансовая нагрузка на семьи. Особенно важно, что такой проект позволит оперативно устранять поломки и повышать комфорт пользователей, ведь исправная техника напрямую влияет на качество жизни и безопасность. Если такое направление получит стабильное финансирование и широкое информирование населения, он может стать примером для других регионов Казахстана, - подчеркивает спикер. - К примеру, при проведении соревнований специалист по ремонту колясок присутствовал на открытом Кубке Костанайской области по паранастольному теннису. За время проведения соревнований многим спортсменам он оказал помощь в замене запчастей и сделал своевременный ремонт, что помогло спортсменам успешно выступить на соревнованиях. Поэтому считаю, что такие проекты должны получить долгосрочную поддержку.
Корреспондент издания "Хорошее Дело" промониторил портал государственных закупок. 21 февраля текущего года было размещено объявление - лот №73589587-ГСЗ2: "Услуги по организации/проведению мероприятий в рамках реализации государственного социального заказа". Сумма проекта 10.929.000 тенге. В технической спецификации указано следующее: Количество отремонтированных кресло-колясок - не менее 250 штук. В ремонт и обслуживание кресел-колясок для лиц с инвалидностью входят такие виды услуг: ремонт и по необходимости замена комплектующих, замена тканевых основ спинки и сиденья, а также другие виды услуг по ремонту и обслуживанию кресел-колясок. Оказание услуг по ремонту кресел-колясок для лиц с инвалидностью должно производиться с учетом заявок по всей территории Костанайской области. Приобретение расходных, а также комплектующих материалов, необходимых для ремонта кресел-колясок, поставщик осуществляет самостоятельно. Поставщик обязан: использовать материалы надлежащего качества; предоставлять гарантийный талон на 30 календарных дней после проведения ремонтных работ и принятия кресла-коляски получателем услуг; устранить дефекты, обнаруженные получателем услуг в течение пяти рабочих дней после уведомления поставщика.
Если сумму заказа разделить на количество ремонтируемых колясок, то на одно средство передвижения выделяется 43716 тенге. Работа мастера и расходные материалы за счет поставщика, как указано в спецификации. Но тогда насколько качественно будут выполнены работы за столь малые деньги - вопрос открытый. Может, стоить выделять больше средств, или так и будем выкручиваться "по возможности" бюджета?
Еще одной "больной" темой для инвалидов-колясочников остается инватакси. Сейчас почти в каждом районе и городе есть такая услуга. Но и тут очень много проблем. Например, не всегда можно уехать в определенное время, порой кто-то задерживается, и вся цепочка маршрута следования сбивается.
- Хочу сказать, что государство должно создать все условия. И, конечно, желательно, чтобы содействовали с приобретением специальных автомобилей с подъемными платформами, для того, чтобы как можно большее количество людей могли пользоваться услугами инватакси. Не каждая семья может приобрести и иметь свой автомобиль. И, как правило, это в основном социально уязвимые группы населения. Поэтому услуги инватакси позволяют лицам с инвалидностью не оставаться в четырех стенах, а ездить, получать медицинские услуги, процедуры, учиться, работать, вести активный образ жизни, заниматься спортом, творчеством, культурой и посещать культурные объекты, - подчеркнула депутат областного маслихата Аруна Жаксагулова.
Вызывает вопросы краткосрочный характер проектов. По сути, это временное решение, не предполагающее устойчивого развития или системных изменений. Нет гарантии, что такая помощь будет доступна в следующем году, а между тем, люди с инвалидностью нуждаются в постоянной поддержке, а не во временных акциях. Таким образом, несмотря на отдельные успехи, подход к обеспечению доступной среды и технической поддержки для инвалидов в регионе остается на низком уровне. Без увеличения финансирования, локализации производства, стабильной логистики и перехода к долгосрочному планированию - подобные проекты рискуют остаться "точками надежды" в море системных проблем...


Новые сообщения публикуются после модерации