Механизатор стал сапожником
Рудничанин Александр Яшин рассказывает о своем деле
Мы познакомились с Александром Валентиновичем Яшиным в начале декабря, на открытии мебельного цеха "Merol" в Рудном. Напомним, что цех организован общественным объединением "Адаптации и социализации" Jardem", и в рамках данного проекта предусмотрена, в том числе, поддержка людей с инвалидностью, которые занимаются микропредпринимательством.
Фото: Подаренный станок - незаменимая вещь для растяжки обуви. С его помощью можно увеличить обувь на целый размер, а также сделать шире
Александр Яшин - сапожник, и ему подарили новый станок. Позже мы встретились с обувным мастером на его рабочем месте.
Познакомились, расспросили о жизни, о профессии, нюансах его ремесла. За многие годы работы я несколько раз предлагала сапожникам записать с ними интервью, но мастера не соглашались - возможно, стеснялись и не хотели привлекать к себе внимание. Александр Яшин, напротив, был рад визиту журналиста. В разгар рабочего дня в его мастерской в подвале дома №10 по ул.Кустанайская никого не было. Пока он неспешно ремонтировал чей-то зимний сапог, я задавала вопросы.
- Много сейчас клиентов? Или люди все реже ремонтируют обувь, предпочитая купить новую?
- Сейчас клиентов стало гораздо меньше, в основном, пенсионеры одни ко мне обращаются. Да и район удаленный. Вот мой коллега и товарищ, у которого мастерская в центре города, у него отбоя от людей нет. Там проходимость большая.
- А спектр услуг ваших какой?
- Я могу произвести полную реставрацию обуви, с заменой подошвы, стельки и т.д. Самое простое - прошить, набойки поменять, это текущие моменты, так сказать.
- Откуда у вас все эти навыки? Вы учились на сапожника?
- Я вообще механизатор. В Карабалыкском районе, откуда я родом, окончил сельское ПТУ, поработал на земле - сеял и убирал хлеб, также и шофером был. Потом поехал в город Шевченко (сегодня Актау - ред.) и там в 1989 году устроился на малое предприятие, которое занималось пошивом женской и мужской обуви. Тогда были времена так называемых кооперативов, вот наш был одним из таких, назывался красиво - "Модерн". Я освоил там профессию сбивщика обуви, работал. Знаете, когда мне говорили, что можно работать в ремонте обуви, я категорически был против, ведь это грязное дело, не сравнить с цехом, где делают новую обувь. Но жизнь распорядилась иначе.
Александр Яшин рассказал, что в 1993 году он вернулся в Костанайскую область, начались проблемы со здоровьем - на ноге открылись язвы, получил третью группу инвалидности. С 2008 года живет в Рудном.
- Помогает ли ваше ремесло заработать на жизнь?
- Я получаю пособие по инвалидности, там чуть больше 50 тысяч, в мастерской порой за месяц и того не заработаю, но я также работаю при нашем интернате обувщиком - чиню детям обувь.
- Вам подарили новый станок. Расскажите, для чего будете его использовать?
- Это хороший, нужный станок для растяжки обуви. С его помощью можно увеличить обувь на целый размер, а также сделать шире. Знаете, у кого на ногах "косточки" (вальгус - прим.), они вынуждены покупать обувь на несколько размеров больше, а тут я могу просто сделать обувь их размера шире, комфортнее в носке. Никаких особых составов-расширителей не нужно, достаточно немного воды и этого станка. Полезная в работе штука, спасибо.
- Вы сказали, что раньше отказывались заниматься ремонтом обуви потому как это грязная работа. Насколько все страшно?
- Я всех прошу, чтобы приносили в ремонт чистую обувь. Но нет - люди несут обувь с грязными подошвами. Я же не знаю, что там набилось в протекторах? У меня уже несколько раз руки покрывались сыпью, язвами. В перчатках работать не будешь. Я говорю клиенту, что могу и сам помыть обувь, но за дополнительную плату. Перед ремонтом мне нужно не просто отмыть обувь, но также все основательно обработать, обезжирить. Я тут как хирург - готовлю операционное поле.
- За годы работы сапожником что можете сказать о качестве обуви - делать стали лучше, или хуже?
- Хуже стало качество, однозначно. Причем, это даже от цены не зависит. Порой смотришь: сравнительно дешевая обувь сделана гораздо качественнее, чем дорогая. Сейчас не пойми из чего льют подошву - лопается, трескается… Производителей миллионы, кому доверять - непонятно. Печально, что в нашей стране обувь не производят в таком масштабе, как раньше.
- Сейчас зима, и самый актуальный вопрос: как выбрать нескользящую обувь?
- Тут как с зимней и летней резиной для авто: все зависит от свойств материала, из которого сделана подошва. Вы можете в магазине сто раз пройтись по полу, подошва будет мягкой, сцепление с поверхностью отличным, а на морозе она задубеет, и все.
- Тогда как быть? Вы, к примеру, можете сделать так, чтобы подошва не скользила?
- Да, для этого покупаю специальную резину, проверенную, рифленую (показывает полотно), из нее вырезаем накладки и приклеиваем к подошве. Вот у меня как раз сапог в руках, я протекторы старые срезаю, поверхность зачищаю и приклеиваю резину.
- Несколько советов по уходу за обувью зимой.
- Многие совершают ошибку, когда ставят обувь прямо подошвами на батарею - все быстро придет в негодность, расклеится, покоробится. Сейчас есть удобные электросушилки, ими можно пользоваться. Покупайте обувь лучше со съемной стелькой, чтобы их сушить и менять - для комфорта и гигиены. И в зависимости от материалов обуви пользуйтесь специальными средствами - для кожи, замши и т.д.
Мы поблагодарили мастера за беседу, пожелали успехов и дальнейшего развития бизнеса. А также поздравили с наступающим юбилеем - скоро Александр Валентинович отпразднует 60-летие. Пока свое ремесло он оставлять не собирается, тем более что появилось новое оборудование, быть может, и клиентов теперь прибавится.
Новые сообщения публикуются после модерации