Между надеждой и реальностью
Качество медицинских услуг остается под большим вопросом...
Когда вы входите в кабинет врача, ожидая получить помощь, вы надеетесь на одно - на компетентность, внимание и результат. Но за дверями приемной часто скрывается другая картина: нагрузки на систему, дефицит ресурсов и тревожные цифры.

Фото: Когда вы входите в кабинет врача, ожидая получить помощь, вы надеетесь на одно - на компетентность, внимание и результат. Но за дверями приемной часто скрывается другая картина: нагрузки на систему, дефицит ресурсов и тревожные цифры
В Казахстане эта реальность все чаще напоминает не про здоровье, а про выживание в рамках системы.
Согласно открытым данным, по итогам 2024 года около 10,8% населения Казахстана столкнулись с трудностями при попытке получить медицинскую помощь. Причины: почти половина (48,6%) в таких случаях занимались самолечением, 24,1% называли отсутствие нужного специалиста, 23,5% - длинные очереди, 20,2% - дороговизну лекарств. Таким образом, когда система "доступна", это еще не значит, что она справляется. А когда она недоступна, люди вынуждены обходиться без нее или искать обходные пути.
Только около 57,7% казахстанцев считают качество медицинских услуг удовлетворительным, а согласно другому исследованию - 67% респондентов заявили, что не удовлетворены национальной системой здравоохранения.
Почему так? Очереди в поликлиниках, нехватка узких специалистов, слабая цифровизация, тарифы, не покрывающие реальные расходы. Когда люди не доверяют системе - это не просто эмоциональная реакция. Это сигнал серьезной проблемы: если пациент не уверен в компетенции врача, он может не ходить на прием, отсрочить лечение, выбрать самолечение. И даже когда система доступна, она часто не справляется: очереди, устаревшее оборудование и бюрократия становятся испытанием, а не помощью.
И все же система пытается реформироваться: открываются новые центры, внедряются цифровые технологии и телемедицина. Но реальность для пациентов остается прежней: очереди, неопределенность и ощущение, что они всего лишь объект системы, а не ее главный субъект. Если ничего не менять, последствия будут очевидны: рост самолечения, ухудшение здоровья населения, увеличение нагрузки на частный сектор и снижение доверия к государственной медицине.
Что можно сделать прямо сейчас? Распределять специалистов и оборудование равномерно, повышать финансирование, обеспечивать прозрачность и отчетность, развивать цифровые системы, как дополнение к живому контакту с врачом и восстанавливать доверие между пациентом и системой. Разве можно за 10 минут приема поставить точный диагноз, а затем по направлению терапевта пройти все "круги ада" - от одного специалиста к другому для установления достоверного диагноза?
К слову, с первого января 2026 года в Казахстане вступает в силу обновленный перечень социально значимых заболеваний. Из него исключены сахарный диабет и ДЦП, которые теперь будут лечиться в рамках медицинского страхования. На деле речь идет о смене механизма финансирования: теперь лечение будет покрываться системой медицинского страхования. Казалось бы, это шаг вперед - страховая система обещает покрывать расходы на лекарства и процедуры. Но реальность далека от обещаний. Какие именно препараты и услуги будут компенсироваться полностью, а что останется на плечах семей? Как нововведение повлияет на доступность специализированной помощи в регионах? Эти вопросы остаются без ответа.
Медицина - это не только лечение, но и гарантия того, что человек не останется один на один со своей болью и страхом. Пока система подводит, она подводит каждого. И говорить о "реформах" недостаточно - важно действовать так, чтобы за каждым показателем и планом стояла жизнь, а не страх...


Новые сообщения публикуются после модерации