ГЛАВНАЯ

Нет ошибок в рисовании

Стартовая площадка для будущих художников

Я педагог дополнительного образования со стажем. Но до сих пор задаюсь вопросом: "А правильно ли я строю учебный процесс?". И сама себе отвечаю, что вопрос некорректный, потому что в дополнительном образовании учебный и воспитательный процессы неразрывно связаны между собой.

pic.alt

Фото: "Есть художники, превращающие солнце в желтое пятно, но есть и другие, которые благодаря своему искусству и уму превращают желтое пятно в солнце..."

В этом мне, наверное, и повезло. Ведь я, будучи педагогом дополнительного образования, имею уникальную возможность продлить радость творчества и в своей педагогической деятельности. Занимаясь любимым делом, вовлекать в это детишек, прививать любовь к искусству, к красоте природы, развивать в них дух патриотизма, воспитывать чувство прекрасного, сохранять и приумножать традиции народа.

Для этого я составила свою образовательную программу, которую назвала "Дарить людям красоту". Хочу немного рассказать о том, как она реализуется в условиях изостудии "Колорит". Темы разделов в календарно-тематическом плане я распределила таким образом, чтобы они как можно гармоничнее и актуальнее сочетались с временами года и праздниками. Получилось закономерное чередование тем: "серьезные" темы стали чередоваться с "менее серьезными", но не менее значимыми в жизни каждого ребенка. Я в шутку говорю: "Порисовали с натуры, устали, а теперь давайте отдохнем". А это значит, что-то полепим, что-то смастерим или изготовим трафарет на любую тему. Ведь навыки дизайнера только плюсом пойдут в копилку юного художника, который уже дарит подарки, сувениры собственного изготовления родителям, друзьям, любимой учительнице.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, нам, педагогам, необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка. В нашу студию дети принимаются с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает мне выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок - уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого - свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью использую практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Для этого мною разработаны технологические схемы выполнения коллективных работ для каждого года обучения, к примеру, на первом году обучения - это коллаж (монотипия, кляксы), "Сказочные импровизации" и "Лепка в стране чудес"; аппликация "Сказочная птица" или "Коврик для котика". На втором году обучения - панно "Ночной город", коллаж "Подводный мир"; на третьем году обучения - художественные композиции "Гжельская сказка", "Дымковская сказочная страна".

Мы все наблюдаем, что дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более "взрослых" детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Для активизации детей часто использую задания-игры на развитие фантазии и воображения: "На что похожа твоя клякса", "Чудо-бабочка", "Образ из пятна".

При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 6-8 лет предлагаются такие задания, как "Дорисуй", "Отгадай", "Одень" и другие. Обучающиеся 9-11 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать "великим художником" (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация наиболее доходчиво и наглядно подсказывает основные задачи учебного задания.

Программой "Дарить людям красоту" предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, мной предложена методика структурирования занятий ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала я объясняю обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

При этом я предлагаю детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса ребенка и появления творческого настроения.

После ознакомления с теоретическими сведениями мы вместе с детьми переходим к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, так как учит детей технике обращения с различными художественными материалами, будь то акварель, гуашь, пастель, тушь или восковые мелки. Я демонстрирую, как нужно работать с разными инструментами: с кистью, карандашом, пером, палитрой, мастихином и другими принадлежностями. При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, я раскрываю творческие возможности работы над определенным заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого задания к сложному, от элементарных учебных упражнений до самостоятельного построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводим анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия возможны некоторые рекомендации детям в виде домашнего задания, чаще всего это какие-то наблюдения.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, делаю задания зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приемов. Например, для концентрации внимания ребенка на чем-то важном надеваю на руку куклу или беру "Волшебный Карандаш". Он помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное - ответить на любой вопрос ребенка. Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры - в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.

На занятиях особенно важно похвалить каждого ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Стараюсь помнить об этом. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Коллекция аудиозаписей составляет часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, провожу игровую разминку для кистей рук (пальчиковая гимнастика "Строим дом", "Мы капусту солим, солим…"). Игровая гимнастика в виде упражнений, например "Рисунок в воздухе", помогает ребенку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, меняю виды деятельности и чередую технические приемы с игровыми заданиями. Например, любой акварельный "подмалевок" может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и другие техники рисования.

Инертных детей заинтересовываю с помощью особых приемов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Нередко игровая смена различных приемов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка "золушки" рождается сказочной красоты "шедевр". И версия, что "нет ошибок в рисовании", подтверждается. Не бывает некрасивых работ, бывают просто незавершенные работы, недоработанные. Такая "подзарядка" стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии "космическую" свободу. На занятиях широко используются пословицы на тему труда: "Не ошибается тот, кто ничего не делает", "Без труда не выловишь рыбку из пруда" и другие, с глубоким смыслом изречения.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс проходит легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приводит к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей, оно должно быть доступным и детям, желающим заниматься творчеством.

Пабло Пикассо говорил: "Есть художники, превращающие солнце в желтое пятно, но есть и другие, которые благодаря своему искусству и уму превращают желтое пятно в солнце". Надеюсь, что моя программа "Дарить людям красоту" и деятельность изостудии "Колорит" будут стартовой площадкой для будущих художников, которые будут стремиться превращать "желтое пятно в солнце".

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Captcha Code
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×