Поддержка педагога
Развитие читательской грамотности в начальной школе
Преподавая уроки литературного чтения обучающимся начальной школы, мы закладываем основы речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития, умение использования устного и письменного языка и осознанного применения полученных качеств и навыков для дальнейшего самообразования.

Фото: Нередко задания решаются в группах, что позволяет развить коммуникативные навыки
В 1991 году в контексте международного тестирования было упомянуто словосочетание "читательская грамотность". По определению PISA "читательская грамотность" - это способность понимать, использовать и анализировать письменные тексты для достижения целей, получения знаний, расширения кругозора и участия в социальной жизни.
Важность формирования читательской грамотности подтверждается на основании сегодняшнего упрощенного доступа к виртуальным развлечениям, впоследствии чего интерес детей к чтению теряется. Улучшить у детей навыки бегло, осознанно и выразительно читать, а, что самое главное, любовь к этому занятию - одна из важнейших задач начального обучения. Исходя из понятия "читательская грамотность", мы делаем следующий вывод: чтение, как основной вид учебной деятельности в школе, требует формирования следующих навыков работы с текстами:
1. Чтение, которое основывается на умении правильно и выразительно прочитывать слова, понимать содержание текста.
2. Освоение техники чтения.
3. Развитие читательских интересов.
Ранжирование читательской грамотности по уровням у выпускников начальной школы зависит от их самостоятельности при чтении. Так, высокий уровень соответствует готовности к дальнейшему обучению на следующей образовательной степени. В данном случае обучающемуся не требуется помощь в понимании и оценке содержания текстов, находящихся в пределах их опыта и знаний. На данном уровне читатель посредством чтения осваивает информацию, позволяющую расширить и преобразовать знания с помощью переживаний и мыслей, выраженных в письменной форме. На среднем уровне читательской грамотности находятся обучающиеся, не в полной мере понимающие основы чтения. Для понимания смысла и заключения выводов на основе прочитанного все еще требуется помощь. Она состоит в освоении той информации, которая не противоречит опыту обучающегося, а также в овладении навыками письменного общения и сотрудничества с собеседниками, обладающими иными взглядами и опытом. Низкий уровень требует значительной поддержки педагога при освоении текста.
На практике мы столкнулись со следующими проблемами:
- отсутствие понимания смысла прочитанного, вызванное ошибками при чтении;
- низкая скорость чтения;
- отсутствие навыка извлекать информацию из текста;
- затруднения в изложении прочитанного материала.
Исходя из этого, возникает противоречие: ежедневно дети сталкиваются с огромными объемами информации, но в то же время не умеют ее перерабатывать, для чего и требуется читательская грамотность.
В настоящее время школьная программа направлена на практическое содержание образования, на конкретную деятельность, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях. В связи с чем методика проблемного обучения получила широкое распространение. Она соответствует требованиям обновленной программы, давая возможность обучающимся применить имеющиеся знания и опыт при решении конкретной задачи. Нередко данные задания решаются в группах, что позволяет развить коммуникативные навыки. Согласно вышеупомянутой методики на уроке ставим две задачи: постановка проблемы и поиск решения. На этапе постановки проблемы педагог формулирует проблемную ситуацию, а затем учениками выдвигаются и проверяются предположения, что позволяет методом проб и ошибок подойти к решению.
Мы представим вам различные задания, используемые нами в работе. Они способствуют тренировке навыков чтения, мотивируют к творческой активности и познавательной деятельности, содействуют формированию грамотности чтения.
Интерес к чтению возникает при свободном владении читаемой информации. Читатель должен уметь нарисовать себе картину, представленную автором, сопереживать героям, понимать идею произведения и уметь выразить свое отношение к нему. Развитие вышеуказанных навыков находится в пределах ответственности учителя. Для этого он может применять различные формы уроков (викторины, конкурсы, путешествия по сказкам), проводить тестирования по прочитанному материалу, что позволяет оценить уровень обучающихся. Продуктивны также задания, направленные на развитие творческого мышления: создание иллюстраций, заголовков к прочитанному, а также выбор пословиц для формирования выводов. Такая работа повышает интерес к чтению и одновременно развивает навыки обучающихся. Для следующего задания под названием "чтение с остановками" необходим повествовательный текст. Вначале обучающиеся предполагают, о чем пойдет речь в тексте, основываясь на заголовке. Далее текст читается по частям. После прочтения каждой части делаются предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Написание творческих работ зарекомендовало себя на этапе закрепления темы. Можно предложить обучающимся написать продолжение понравившегося рассказа или самому создать сказку или стихотворение. Задание зависит от уровня развития читательской грамотности. В рамках развития читательской грамотности актуальна информационно-коммуникативная технология. Это работа с различными источниками информации. К данному виду работ относится объяснение незнакомых слов и понятий с помощью толкового и энциклопедического словаря. Важным аспектом технологии является наглядность. Использование презентаций, карточек с иллюстрированными заданиями стало хорошим подспорьем в привлечении внимания обучающихся. Но важно соблюдать баланс и использовать наглядные пособия для выделения основных моментов темы.
В заключение хотелось бы сказать, что результативность данной работы зависит от учителя, задачей которого является стать организатором учебной деятельности, человеком, который вызывает интерес и желание самостоятельно заниматься познанием. Как говорил Песталоцци: "Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами".
Новые сообщения публикуются после модерации