Роковая на нем печать…
На сцене Рудного детектив «Дело: Есенин»
Феномен Есенина и его творчества до сих пор не оставляет многих его поклонников равнодушными. Фигура неоднозначная, что и говорить. Для кого-то поэт Сергей Есенин "похабник и скандалист", погрязший в пьяных дебошах и круговерти любовных связей, а кто-то бережно, через годы, несет в сердце его нежную лирику с чудными символами и образами.
Фото: Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой он хотел на земле повенчать
Ранняя смерть 30-летнего русоволосого "рязанского Леля" по сей день окутана тайнами: было ли это самоубийство, как гласит официальная версия, либо поэта все же убили? В общем, биография и творчество Есенина - обширное поле для драматургии.
В воскресенье, 12 мая, народный музыкальный театр "Лес чудес" представил рудненскому зрителю премьеру: музыкально-литературный детектив "Дело: Есенин". Режиссером постановки выступил Антон Боков. По его словам, сценарий им был написан для выпускного дипломного проекта, однако в Челябинском институте культуры "защитился" он с другой постановкой, но "есенинская" тема не отпускала, ждала своего часа. Получилось ярко, свежо, талантливо. По-взрослому, но без пошлости. И очень лично.
- Я давний поклонник Есенина. Чтобы вы понимали, все стихи, которые звучали сегодня на сцене, я их знаю наизусть. Впервые я прочитал со сцены стихотворение Есенина в 9-м классе, на конкурсе чтецов. А еще в начальной школе, впервые услышав дивную песню "Отговорила роща золотая", я захотел непременно узнать, чьи это слова, и тогда же нашел ту самую зеленую книжку, сборник, с которым я в финале и выхожу на сцену. В этой книге подчеркнуты все любимые мною стихотворения поэта, - рассказал в интервью Антон Боков.
Фото: Режиссером постановки выступил Антон Боков. Творчество Есенина захватило его еще в школьные годы
Режиссер постановки отдельно останавливается на выбранном жанре. Поясняет: это музыкально-литературный детектив. Это не спектакль, это не мюзикл, но есть много ярких музыкальных моментов, много стихов и… расследование. Расследование и жизни, и смерти поэта. На сцене всегда присутствует персонаж детектива в исполнении Артема Володькина, который изучает дело Есенина, устанавливает "фигурантов" ключевых моментов биографии поэта и пытается разобраться, как на самом деле ушел из жизни Сергей Есенин. Безусловно, напрашивается аналогия с российским некогда нашумевшим сериалом по мотивам произведения Виталия Безрукова "Сергей Есенин", главную роль в котором сыграл его сын Сергей Безруков.
- Я могу сказать откровенно, что сам сценарий собирался из трех источников. Это само расследование Эдуарда Хлысталова, который изучал все эти акты, которые здесь также изучаются. Это роман Виталия Безрукова, отца Сергея Безрукова, и, конечно, сам сериал, который был снят по этому роману. Мне кажется, у нас получился другой немного Есенин, намного глубже, чем даже в сериале. Наша задача была через сквозную линию детектива, который является связующим звеном всего этого, раскрыть главного героя. По мере расследования мы как бы видим эти картины, которые он изучает. Картины абсолютно разные, и они не связаны досконально одна с другой, и мы не ведем сюжет куда-то. Мы в итоге оставляем вопрос открытым. Моя главная задача была познакомить зрителя не просто с хулиганом и пьяницей, или не просто с русским парнем из деревни, и не просто с бабником и любовником, а показать все разные ипостаси поэта, они и раскрыты в каждой из восьми сцен. И в каждой мы старались показать Есенина разным. Насколько это получилось, судить зрителю, - говорит Антон Боков.
В постановке нас знакомят с теми, кто в разные годы окружал Есенина: поэты Анатолий Мариенгоф и Осип Мандельштам, друг и литературный секретарь Сергея Александровича Галина Бениславская, первая жена Есенина и мать его двоих детей Зинаида Райх, актриса и возлюбленная героя Августа Миклашевская и, конечно, роковая красавица, жена поэта Айседора Дункан, которой так и не удалось надолго задержать в своей жизни "златокудрого ангела" из далекой холодной России.
- Мы давно объявили, что мы будем ставить "Есенина", планировалось привлекать сторонних артистов, но по итогу было решение сделать все своими силами. И пусть где-то актеры чуть моложе, чем их герои, но мы решили, что зато они будут все наши, - поясняет Антон Боков.
Ну а главную роль - поэта Сергея Александровича Есенина - исполнил 25-летний Егор Тапешко, он пришел в театр около пяти лет назад, и это его первая главная роль. Судя по громким аплодисментам, роль эта удалась, как удалась работа всей творческой команды "Лес чудес" под руководством Ларисы Бузулан.
- Я, можно сказать, пришел в театр из ниоткуда. Я был на спектаклях, сидел в зале и думал: хочу туда. И потом сложилось, увидел объявление о кастинге, пришел и прошел. Я сам музыкант, выступаю с рудненской рок-группой. Творчество Есенина было мне знакомо. А теперь я наизусть знаю массу его стихов, в том числе поэму "Черный человек". Кем был Есенин - гением или сумасшедшим? Гением, однозначно, но и, возможно, немного сумасшедшим, как все гении. Я в восторге от работы в театре, после этого спектакля особенный драйв, это моя первая главная роль, - поделился Егор Тапешко.
Нам не дано узнать, что же случилось на самом деле в гостинице "Англетер", и, как уже сказано, финал постановки тоже остался открытым. "Черного человека" главный герой читает в искусно созданной психоделической атмосфере, а пространство и время будто меняются, и все это благодаря правильному свету и…нескольким бревнам, которые актеры складывают то в деревенскую завалинку, то в распятье для метущегося поэта на грани безумия.
- Сами знаете, какая проблема у нас с декорациями, с реквизитом. Приходится обходиться минимумом. В этом случае нам нужно было показать какое-то сценографическое решение и передать атмосферу времени. Я выбрал лампы, которые весь спектакль естественным образом подсвечивают те или иные события. Плюс у нас две скамейки, которые трансформируются абсолютно во все: в кровати, в сцены, в подмостки. А с бревнами - я искал сценографическое, режиссерское решение, как сделать закрытую локацию, чтобы в итоге можно было закрыть Есенина "в четырех стенах". Произошло случайно, перед капустником. И когда мы попробовали, мы поняли, что это именно то, что нужно. И персонажи, которые остаются в конце, это Блюмкин и чекист Самсонов, по некоторым версиям именно они и причастны к смерти поэта той кровавой ночью, - поясняет Антон Боков.
С этой постановкой наш театр вскоре собирается в Караганду, на ежегодный Республиканский театральный фестиваль. Два года назад "Лес чудес" с детским спектаклем занял там третье место. Пора ехать за первым! Напомним, что недавно "лесочудные" выезжали в Санкт-Петербург, на большой международный фестиваль. Взяли приз зрительских симпатий, и это для Рудного большой успех, если знать, что из 120 спектаклей, которые подали заявку на участие, отобрали всего 16. Первое место заняла театральная школа имени Константина Хабенского, второе - Казань, третье - Армения.
Сегодня коллектив театра "Лес чудес" уже не относится к структуре КРЦ "Горняк", но продолжает "квартировать" в его здании, а за аренду помещения платит отдел культуры. Как говорят режиссеры и актеры, "живем в ожидании чуда" - речь о строительстве дворца культуры. Вроде бы что-то обещают, причем, во вполне обозримом будущем.
- Нужно вытаскивать нас из подвалов, как выразился аким города Виктор Николаевич. А пока мы реально репетируем в подвале, - сказал на прощание журналисту Антон Боков.
Новые сообщения публикуются после модерации