«Ваш труд бесценен!»
Захватывающие возможности и удивительные встречи
19 августа в Санкт-Петербурге наградили победителей VI Международного конкурса "Русский язык в СНГ - новые горизонты". Торжественную церемонию в Таврическом дворце провели генеральный директор АНО "Русская Гуманитарная Миссия" Сергей Шевчук и Наталья Брунова, генеральный секретарь Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
Фото: О юности Пушкина и знаменитом лицейском братстве нам рассказали в Царскосельском лицее
Напомним, что в числе 20 победителей-финалистов конкурса были четыре представителя из Казахстана: АЛТЫБАЕВ Асхат Бектемисович (КГУ "Общеобразовательная школа №14 им.Карбышева"); ЛОСЬ Татьяна Николаевна (КГУ "Общеобразовательная школа №1 города Балхаша"); ЛУКАНОВСКАЯ Ирина Анатольевна (КГУ "Асановская средняя школа", Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район); КУЗЕМБАЕВА Роза Асылбековна (КГУ "Школа-лицей №5 им.Панфилова" г.Кызылорда).
С видеообращением к финалистам обратился руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, он подчеркнул значимость русского языка как части мировой культуры и языка межнационального общения, а также высоко оценил достижения победителей конкурса: "Преподаватели русского языка за границей - это в первую очередь носители великой культуры, имеющие доступ к бесчисленным знаниям, копившимся на протяжении столетий. Они открывают новые горизонты, знакомят с произведениями великих писателей и философов, чьи имена известны всему миру, развивают способность к критическому мышлению. Одна из приоритетных задач Россотрудничества - это укрепление позиций русского языка за рубежом. Приятно осознавать, что при поддержке Агентства за годы существования конкурса более 1200 преподавателей стали его участниками. Это серьезный показатель растущего интереса к изучению языка, и есть уверенность, что у русского языка за рубежом блистательное будущее".
Генеральный директор "Русской Гуманитарной Миссии" Сергей Шевчук поблагодарил партнеров проекта и, обратившись к участникам, отметил их высочайший профессионализм и преданность профессии: "Новые технологии и глобализация меняют многие аспекты жизни, и на этом фоне профессия учителя русского языка и литературы становится все более важной и значимой. Это не просто профессия, но настоящее призвание. На примерах из русской культуры, классики педагог формирует личность учащегося и помогает определить духовные и нравственные приоритеты. Благодарю вас за огромный вклад в сохранение русского языка и профессии учителя-русиста в своих странах".
Наталья Брунова, генеральный секретарь МАПРЯЛ, передала приветствие участникам от лица президента Ассоциации В.И.Толстого и поздравила с заслуженной победой: "Уже более 50 лет наша ассоциация объединяет настоящих профессионалов - преподавателей-русистов, лингвистов, переводчиков, литературоведов, - из более чем 80 стран мира. Добро пожаловать в Санкт-Петербург - город музеев, театров, архитектуры, искусства, науки и истории. Желаю вам получить не только новые знания, но и незабываемые впечатления".
Церемония награждения впервые прошла в одном из залов Таврического дворца - уникального архитектурного и исторического памятника, где сейчас располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. Победители конкурса получили заслуженные награды, обсудили дальнейшие перспективы развития проекта, а также пути сохранения и продвижения русского языка в странах Содружества.
В свою очередь педагоги поблагодарили организаторов конкурса и рассказали о преподавании русского языка в национальных школах Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В каждой из этих республик русский язык имеет разный статус, однако остается одинаково популярным и востребованным. Учителя поделились спецификой образовательного процесса, пожеланиями и предложениями по улучшению существующей системы изучения русского языка в школах и вузах.
По завершении торжественной части для победителей конкурса состоялась презентация брошюры "Правовой статус русского языка" и была проведена экскурсия по Таврическому дворцу, после чего гости отправились на обзорную экскурсию по городу с посещением Исаакиевского собора и Петропавловской крепости и обязательной водной прогулкой по знаменитым каналам и рекам Санкт-Петербурга.
Экскурсия по Исаакиевскому собору произвела огромное впечатление: вначале по указу Петра I была построена небольшая деревянная церковь. Храм был освящен в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого; нынешний, четвертый по счету, собор был спроектирован французским архитектором Монферраном и строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Участие в строительстве собора принимало огромное количество людей, начиная от знаменитых художников, Федора Бруни, Карла Брюллова, и заканчивая простыми крестьянами, которые поднимали несколько десятков многотонных гранитных колонн.
Зримым воплощением заявленных в названии конкурса новых горизонтов стала знаменитая "небесная линия" Петербурга, которую мы наблюдали во время прогулки по рекам и каналам. С Невы любовались фасадами Зимнего дворца, Эрмитажного театра, стрелкой Васильевского острова с ростральными колоннами, с Фонтанки - Летним садом и его исторической оградой, с Мойки - стройной чередой особняков и исторических зданий, в одном из которых создавал свои творения Александр Сергеевич Пушкин. С историей возникновения города знакомились на Петроградской стороне и Заячьем острове, побывали в Петропавловском соборе, поприветствовали Медного всадника и, конечно, помахали рукой Чижику-Пыжику - одному из главных символов Петербурга.
Во второй день с утра преподаватели сели за парты: помимо экскурсий организаторы запланировали серию лекций и мастер-классов от ведущих специалистов по РКИ. Александр Коротышев, директор секретариата МАПРЯЛ, подробно проанализировал ситуацию с учебниками русского языка в мире, после чего стартовал мастер-класс Анастасии Игнатьевой, доцента кафедры интенсивного обучения РКИ РГПУ им.Герцена, посвященный использованию анимации для развития навыков говорения. После обеда по плану - Петергоф - знаменитая летняя резиденция русских императоров: В 1709 году Петр приказал построить небольшой каменный дворец с прекрасным видом на Финский залив и Кронштадт, который назвал Монплезир - "Мое удовольствие". Петр поручил устроить дворцовый парк по образцу лучших парков и садов Парижа и окрестностей. Первые фонтаны в нижнем саду Петергофа были запущены в 1721 году, главным фонтаном Большого каскада является "Самсон". Предполагается, что скульптурная группа Самсона, разрывающего пасть льву, изображает борьбу России со шведами. Начав накануне знакомство с окрестностями Петербурга и известнейшими дворцово-парковыми ансамблями в Петергофе, на третий день мы побывали в Царском Селе - городе-саде, городе-музее, городе поэтов и царей. В год столетия великого классика он был переименован в Пушкин и по-прежнему привлекает своим особым обаянием и живописными пейзажами, невероятной архитектурой и богатой историей, в том числе и литературной. Здесь творили Жуковский и Карамзин, жили Гумилев и Ахматова, черпали вдохновение Алексей Толстой и Игорь Северянин. Из великих поэтов только Лермонтов не оставил или не успел написать ни строчки о Царском - хотя именно здесь поэт закончил "Мцыри".
О юности Пушкина и знаменитом лицейском братстве нам рассказали в Царскосельском лицее - это привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В истории известна в первую очередь как школа, воспитавшая Пушкина и воспетая им. На первый курс зачислялось 30 мальчиков, шесть лет обучения приравнивались к учебе в университете. Здесь под руководством опытных педагогов получали знания и раскрывали свои таланты будущие писатели, поэты, композиторы, дипломаты. Учеба в лицее отличалась от методики преподавания в школах того времени, здесь к юным мальчикам относились с уважением, обращались с ними на равных. Не было тем, запрещенных для обсуждения, педагоги пытались разглядеть и бережно развить талант каждого ученика. Экскурсовод вела нас по коридорам и классам, рассказывая о том, как юный Пушкин, француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. Нам хотелось понять, что такого особенного было в этом заведении, из стен которого вышло столько знаменитых талантливых людей, настоящих патриотов своего Отечества. Мальчиков обучали верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию, каждый лицеист имел свою комнату, на двери висела табличка с номером. Самым блистательным был именно первый выпуск лицея, который состоялся в 1817 году. Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения в сторону ужесточения дисциплины, причиной тому послужили события декабря 1825 года. О выдающихся эпизодах русской истории говорили в Екатерининском дворце, роскошью российского двора восхищались в Янтарной комнате - точной копии утраченного после Великой Отечественной войны шедевра Растрелли.
Вторая половина дня была посвящена образовательной программе: вместе с Викторией Ухарцевой, старшим преподавателем кафедры интенсивного обучения РКИ РГПУ им.А.И.Герцена, разбирали важные профильные темы - развитие коммуникативной и лексической компетенций, механизмы памяти и методические приемы. Четверг для нашей команды стал одним из самых насыщенных дней недели. Утро началось с пресс-конференции в петербургском отделении ТАСС с участием представителей каждой из стран-участниц конкурса. От Азербайджана выступила Севда Алиева из Гянджи, о преподавании русского языка в Каракалпакии, самом необычном регионе Узбекистана, рассказала Ольга Пискунова, об официальном статусе русского языка в Кыргызстане - Жумагул Карабаева из Кызыл-Кыя, о популярности и универсальности русского языка в Казахстане рассказала Татьяна Лось из Балхаша, а спецификой обучения языку в школах Таджикистана поделилась Амина Рахимова из Нурека. Татьяна Орлова, заместитель директора РГМ, ответила на вопросы журналистов об организации конкурса и его перспективах, а также рассказала о других проектах Русской Гуманитарной Миссии, направленных на поддержку русского языка за рубежом.
- Ваш труд бесценен! Это не просто конкурс, это большое интернациональное, международное сообщество, которое вносит огромный вклад в развитие и сохранение русского языка за рубежом! - отметила Татьяна Орлова, обращаясь к победителям конкурса.
Днем, по окончании заключительного мастер-класса, состоялось вручение сертификатов о прохождении образовательного курса. Наталья Брунова и Александр Коротышев еще раз поздравили финалистов конкурса, пожелали успехов в работе и пообещали всемерную поддержку в реализации идей и профессиональном росте. В свою очередь участники поблагодарили организаторов, вручили подарки и еще раз признались в любви к русскому языку и своей профессии.
Завершением этого насыщенного дня стало посещение Эрмитажа - сокровищницы мирового искусства. Подлинники Леонардо, Рафаэля и Рембрандта, античные статуи и древнеегипетские артефакты поразили воображение гостей. 23 августа завершился наш визит в Санкт-Петербург. Пять дней пролетели незаметно, однако поездка запомнится надолго, и воспоминания эти будут только приятными.
Послушайте, какой прелестный поэтический отзыв предоставил Азизхон Рахмонов из Узбекистана: "Вот и отзвенели последние аккорды нашей петербургской симфонии, и двадцать счастливчиков-победителей, словно яркие звезды с небосвода северной столицы, разлетелись по своим родным странам и городам. Но разве можно назвать это концом? О нет, это лишь финал первого действия в грандиозной пьесе наших жизней! Мы вернулись домой, но души наши все еще танцуют вальс на набережных Невы, а сердца трепещут от воспоминаний о величественном Эрмитаже и ажурных мостах. Питерская сказка, которую мы все вместе создавали и проживали, теперь стала частью нас, обогатив наш опыт и озарив будущее новым светом. Пусть закрывается эта глава, но книга наших приключений только начинается! Впереди нас ждут новые горизонты, захватывающие возможности и удивительные встречи. Мы ступили на тропу, ведущую к новым вершинам профессионального мастерства и человеческих отношений".
Петербург с грустью прощался со своими гостями: ясное на протяжении всей недели небо затянулось тучами, а солнце сменил моросящий дождь. Впрочем, это нисколько не нарушило планы на заключительный день. Мы побывали на экскурсии в Юсуповском дворце, еще одной жемчужине Северной столицы. Прошлись по парадным залам и гостиным одного из самых знатных и состоятельных семейств России и даже спустились в подвал, где больше ста лет назад развернулась драматическая история, связанная с последним днем жизни Григория Распутина, одного из самых таинственных и спорных персонажей русской истории. Рассказывают, что в 1994 году в город прибыла королева Великобритании Елизавета II и среди всех дворцов для посещения выбрала именно Юсуповский дворец, потому что в этом дворце все подлинное, к тому же именно в этом дворце произошло самое загадочное политическое убийство. По дороге еще раз взглянули на знаковые виды Санкт-Петербурга - и расстались с уже любимым городом до следующей встречи, которая обязательно случится.
Поездка в Санкт-Петербург достойно завершила VI Международный конкурс "Русский язык в СНГ - новые горизонты", стартовавший в феврале. По словам организаторов конкурса, "за прошедшие месяцы мы познакомились с удивительными, незаурядными, талантливыми педагогами, верными своему делу, ученикам и русскому языку. В результате родилось множество идей, касающихся преподавания и сохранения русского языка и культуры не только в самих республиках, но и на межнациональном уровне. Люди из пяти разных стран, из столиц и отдаленных городов, прежде связанные между собой только профессией, менее чем за неделю нашли много общего, стали не просто коллегами, но без преувеличения настоящими друзьями. И для нас крайне ценно и важно, что эта международная дружба завязалась именно на русском языке".
Новые сообщения публикуются после модерации