За что платить?
Дорогу сделали платной преждевременно
ОО "Правозащитный Центр Костанайской области" 1 мая обратилось с иском в Специализированный межрайонный экономический суд города Астана с целью оспорить законность приказа министерства транспорта РК об использовании автодороги Костанай-Денисовка на платной основе...

Фото: А.Горват отметил: дороги делают платными, чтобы снять нагрузку на бюджет, и все средства идут на ремонты конкретных платных участков
Предыстория такова: следом за участком автодороги Костанай - Федоровка - Карабалык - граница РФ, протяженностью 163 км, платным с 28 апреля текущего года стал и участок автодороги от Денисовки до города Костаная, протяженностью 151 километр. Платным для грузового транспорта является отрезок от Денисовки до моста Аят, а от моста Аят до Костаная - уже для всех типов транспорта, включая легковые автомобили. Пересек арку с камерой, фиксирующей транспортный поток - плати. И, чтобы избежать штрафа, оплату нужно внести не позже семи дней. Через банковские приложения, а также Касса 24 и QIWI.
Информации поначалу не было никакой от слова совсем, началась чехарда. Потом в СМИ появились расценки. Цена от Костаная до Денисовки: для владельцев легковых автомобилей - 130 тенге; ТС, вмещающих до 16 человек и грузовых (до 2,5 тонн) - 1160 тенге; ТС (от 16 до 32 мест) и грузовых (до 5,5 тонн) - 2350 тенге, ТС (свыше 32 мест) и грузовых (до 10 т) - 3520 тенге. Цена до Рудного для владельцев легковых машин - 90 тенге. Для жителей Костаная, Рудного, Лисаковска, Денисовского района и Б.Майлина предусмотрен годовой абонемент - 1 МРП, или 3932 тенге. И абонемент могут приобрести только владельцы транспорта, зарегистрированного в районах, прилегающих к платному участку трассы. От оплаты освобожден спецтранспорт; автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в пригородных сообщениях и между населенными пунктами, всего 11 категорий.
Более подробную информацию предлагали узнавать в контакт-центре по номеру 1403.
Однако вопросов по-прежнему оставалось масса, и 30 апреля директор Костанайского областного филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Андрей Горват провел брифинг в Костанае, на площадке РСК.
Журналисты, разумеется, адресовали вопросы от дачников из Костаная и Рудного - должны ли они платить, или нет? В колл-центре по этому поводу давали противоречивую информацию. Дело в том, что одна арка с камерой стоит около микрорайона "Кунай", на выезде из Костаная, второй фиксирующий рубеж - на выезде из Рудного, в районе поселка Юбилейный. Дачники рудненские и из областного центра, по сути, пересекают одну арку.
Горват ответил, что вопрос с дачниками до конца не решен, и он направил руководству письма с предложением не взимать плату с тех, чьи дачные общества расположены вдоль данного участка автодороги. А пока, отметил спикер, дачникам лучше вносить плату, 40 тенге. И выгоднее взять абонемент.
Фото: Пересек арку с камерой, изволь заплатить, даже если едешь на дачу
Есть ли альтернатива платной дороге, как положено по закону? Андрей Горват ответил, что есть. И даже "проложил" маршрут. К примеру, до Денисовки можно проехать по направлению на Аулиеколь, Диевку, Косагал, но дороги там в плохом состоянии, да и расстояние гораздо больше. А до Рудного из областного центра можно доехать через Садчиковку - дорога там вполне нормальная, заметил спикер.
За справочной информацией адресовал на сайты qaj.kz и kaztoll.kz.
После введения оплаты масса возмущений поступает от рудничан, которые часто ездят в областной центр. За что платить, если участок дороги Костанай-Рудный "убитый"? Сейчас там только начался ремонт.
"Сделают ли участок бесплатным до завершения ремонта?" - этот вопрос также адресовали директору Костанайского областного филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Андрею Горвату.
Он сообщил, что данный участок автодороги протяженностью 31,5 км сейчас ремонтирует подрядчик "АБЗ+". По словам Горвата, объем работ большой, и асфальтирование завершат не раньше октября.
Спикер заверил, что направлены письма в соответствующие инстанции, и в ближайшие дни, даже "в течение недели", вопрос с участком Костанай-Рудный должен быть решен. А пока оплату за проезд все-таки нужно проводить.
Андрей Горват в ходе брифинга отметил, что дороги делают платными, чтобы снять нагрузку на бюджет, и все средства идут на ремонты конкретных платных участков.
"По следам" брифинга и многочисленных возмущений от населения ОО "Правозащитный Центр Костанайской области" 1 мая обратилось с иском в Специализированный межрайонный экономический суд города Астана с целью оспорить законность приказа министерства транспорта РК об использовании автодороги Костанай-Денисовка на платной основе.
Председатель Правозащитного Центра Костанайской области Николай Гиньятов опирается на Закон РК "Об автомобильных дорогах", согласно которому плата за проезд по автомобильным дорогам (участкам) вводится при выполнении условия повышенного качества проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта на всем их протяжении.
"Нормы законодательства толкуются буквально, исходя из содержащихся в них слов и выражений. Обеспечение "повышенного качества проезда" одновременно с "высокой и безопасной скоростью движения" означает создание таких условий, при которых транспортные средства могут двигаться быстро, но при этом безопасно и комфортно", - отмечает в исковом заявлении Гиньятов.
Обеспечить "повышенное качество проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспортных средств", как отмечается в иске, может только исполнение в совокупности обозначенных условий:
1. Качественное дорожное покрытие - отсутствие ям, трещин, колейности, ровная поверхность.
2. Оптимальная геометрия дороги - правильные уклоны, радиусы поворотов, ширина полос, плавные подъемы и спуски.
3. Эффективная организация движения - четкая разметка, хорошо видимые дорожные знаки, работающие светофоры, разделительные полосы.
4. Безопасные обочины и прилегающие зоны - укрепленные, с ограждениями там, где нужно, с хорошей видимостью на съездах.
5. Отсутствие препятствий и задержек - минимум светофоров, перекрестков, пешеходных переходов на главных магистралях, автоматизация пропуска.
6. Интеллектуальные транспортные системы (ITS) - адаптивное управление движением, информация о трафике, погоде, происшествиях.
7. Регулярное техническое обслуживание - быстрая ликвидация повреждений, чистка, обновление разметки и знаков.
8. Безопасность участников движения - контроль скоростного режима, наличие камер, освещение в темное время суток, хорошие условия для пешеходов и велосипедистов.
В исковом заявлении указано, что наличие на участке автодороги трещин, ям, выбоин, колейности, проседания дорожного полотна, исключает "повышенное качество проезда", а обеспечивает лишь удовлетворительное или низкое. А раз требования Закона РК "Об автомобильных дорогах" не исполнены, то и плата введена неправомерно. Следовательно, приказ и.о. министра транспорта Республики Казахстан от 11 апреля 2025 противоречит пункту 2 статьи 5 Закона РК "Об автомобильных дорогах".
Гиньятов указывает на то, что реализации политики Министерства транспорта Республики Казахстан о пополнении бюджета платой за проезд и введении платности автодорог препятствует действующее законодательство, и платность автодорог не может вводиться повсеместно по усмотрению Министерства.
"Приказ Министерства транспорта согласован лишь с Министерством финансов. При этом нормативный правовой акт должны согласовывать все заинтересованные органы. В данном случае, полагаем, проект приказа должен быть согласован и акиматом и Департаментом полиции Костанайской области", - говорится в исковом заявлении.
Согласно статье 10 Закона "О дорожном движении", компетенция уполномоченного органа в области безопасности дорожного движения определена за Министерством внутренних дел Республики Казахстан, а не за Министерством транспорта. Согласно статье 11 того же Закона Министерство транспорта - это уполномоченный орган не в сфере дорожного движения, а в области транспорта и коммуникаций.
"Приказ является, как минимум, преждевременным", - полагает Николай Гиньятов, приводя вышеуказанные доводы.
Председатель ОО "Правозащитный Центр Костанайской области" просит Специализированный межрайонный экономический суд города Астана признать приказ и.о.министра транспорта Республики Казахстан от 11 апреля 2025 года №115 "Об использовании автомобильной дороги (участка) общего пользования республиканского значения Костанай - Денисовка на платной основе" несоответствующим закону и недействующим. А также применить по делу экстерриториальную подсудность и в соответствии со ст.32 ГПК, направить дело в Специализированный межрайонный экономический суд любого региона Республики Казахстан, определенный по результатам автоматизированного распределения посредством информационной системы "Торелик" Верховного Суда Республики Казахстан.
Николай Гиньятов также порекомендовал всем, кто недоволен введением платы на дороге Костанай - Денисовка направить обращение в Костанайскую транспортную прокуратуру через "eOtinish".
"У транспортной прокуратуры есть полномочия внести протест на приказ Министерства транспорта. Подача протеста приостанавливает действие приказа - до рассмотрения иска судом, если протест Министерством изначально будет отклонен", - отмечает правозащитник.
Мы следим за развитием событий…
Новые сообщения публикуются после модерации