«Зимние фантазии»
Юные мастера художественного слова
Казахстан скатился в международных рейтингах по читательской грамотности. Таковы результаты международной оценки качества образования ОЭСР PISA. Ту же картину демонстрируют результаты исследования PIRLS-2021.

Фото: Дети прикоснулись к творчеству замечательных мастеров слова…
PIRLS оценивает на уровне 4-х классов, PISA оценивает на уровне 15-летних детей. Читательская грамотность - это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Это незаменимый навык в условиях доминирования социальных сетей в жизни подрастающего поколения, важнейший элемент формирования личности.
- Наши школьники отстают от своих сверстников в странах ОЭСР на 3 года. Такая, казалось бы, безобидная категория - читательская грамотность в то же время показывает системные проблемы. Показывает, что сегодня дети больше вовлечены в социальные сети, - выразил обеспокоенность спикер Сената Маулен Ашимбаев.
Так почему же читательская грамотность казахстанских школьников хромает? Анализ результатов анкетирования PIRLS показал, что многое зависит от отношения родителей к этому вопросу. В Казахстане доля учащихся, родители которых любят читать, всего 17%, что почти в два раза меньше, чем в среднем по миру - 31%. Между тем, международные эксперты отмечают, что именно через чтение и письмо развивается критическое мышление. На снижение читательской грамотности оказывают серьезное влияние социальные сети. Чтение является очень сложным направлением. В особенности учитывая сегодняшние реалии - гаджетизацию и частое применение детьми различных устройств. По оценкам различных экспертов, развитие письменной речи и чтения являются наиболее важными факторами в формировании критического мышления. А наличие последнего определяет способность человека противостоять гаджетизации и осознанно подходить к потреблению информации.
В этих условиях важное значение играет и школа, насколько активные методы педагогики и обучения применяются для повышения читательской грамотности учителями. Очень актуальным становится вопрос внедрения новых методов обучения. На днях в общеобразовательной школе №14 имени Дмитрия Карбышева в рамках недели начальных классов был проведен конкурс юных мастеров художественного слова "Зимние фантазии" среди учащихся КПП, 1-2-х, 3-4-х классов. По словам ответственной за проведение мероприятия Алтынбике Коршуновой, задачами конкурса были повышение интереса к чтению литературных произведений, развитие творческого и интеллектуального потенциала участников, выявление наиболее талантливых и артистичных чтецов среди учащихся начального звена, развитие навыков ораторского искусства, выразительного чтения, культуры публичного выступления.
По наблюдению опытных педагогов, для исполнения стихотворения от чтеца требуется несколько важных качеств: сценическое мастерство, артистизм, обаяние, эмоциональность, отличное знание текста, умение расставить акценты, способность донести до слушателей мысли и идеи автора, сильный голос. К нашей большой радости, воспитанники начальной школы очень порадовали своими выступлениями. Первыми на сцену вышли учащиеся КПП,1-х и 2-х классов. Следует отметить большую работу, проведенную учителями начальных классов: у многих детей чтение сопровождалось интересной инсценировкой, яркой презентацией либо видеосюжетом, это только добавляло новые краски и создавало необычную остроту восприятия произведения. Конечно, небходимую помощь оказали в подготовке к конкурсу родители. Их было много в зале, они переживали и поддерживали детей: у выступающих на сцене были отличные костюмы, гармонично соответствующие содержанию стихотворения. Теперь представьте, что творилось в зале: выходит совсем юная исполнительница, второклассница Анюта Марар, в ярком белоснежном костюме с кружевной короной и артистично, мастерски читает "Белые стихи" Сергея Михалкова да еще и в сопровождении презентации. Это было великолепно! Или когда первоклассник Таймас Амирханов проникновенно и с изумительным чувством исполняет знаменитое "Зимнее утро" Александра Сергеевича Пушкина, а ведь это программа седьмого класса! Значит, не все так плохо с нашими детьми! Надо просто чуточку больше внимания уделять чтению, чаще проводить необычные мероприятия, внедрять новые методы и активнее привлекать родителей.
Жюри определило призеров и победителей конкурса среди учащихся КПП, 1-х и 2-х классов, ими стали: Ника Уральцева, Айзере Искендирова, Анита Шейн, Таймас Амирханов, София Бармина, Богдана Холчева и Анюта Марар.
Затем на сцену вышли дети постарше, учащиеся 3-х и 4-х классов. Дети также продемонстрировали отличное знание текста, подготовили презентации, видеосюжеты, хорошо читали, но, в отличие от предыдущих выступлений, этой группе немного не хватило эмоций, чувств, проникновенности, возможно, это связано с возрастными особенностями. И все-таки мы дождались чувств и эмоций! Четвероклассник Савелий Плетюхин отлично, просто мастерски исполнил отрывок из стихотворения Николая Некрасова "Крестьянские дети". Сложность отрывка была и в том, что в нем был диалог, но Савелий блестяще справился с задачей и с большим чувством, искренней, детской непосредственностью передал картину происходящего "однажды в студеную зимнюю пору".
Жюри определило призеров и победителей конкурса среди учащихся 3-х и 4-х классов, ими стали: Владлен Нетесов, Максим Курдюков, Денис Халанский, Айлин Мухамбетова, Кира Ярем, Арина Ярем и Савелий Плетюхин.
По единодушному мнению членов жюри, все юные чтецы были великолепны, прекрасно выступали, у всех сильные голоса, ребята продемонстрировали отличное исполнение, все получилось замечательно, во всем этом большая заслуга педагогов и родителей, готовивших детей.
- Мы получили огромное удовольствие: сегодня звучали стихи, у многих детей была собственная интерпретация текста, свое прочтение произведений, что вызывало живой интерес, порой удивление, иногда улыбку, чаще восхищение, самое главное - дети прикоснулись к творчеству замечательных мастеров слова, - поделились своими впечатлениями педагоги. - Важно не останавливаться на этом - продолжать работу в этом направлении, повышать уровень читательской грамотности, у детей есть интерес к литературе, к поэзии.
Надеемся, что все эти талантливые самобытные исполнители и любители поэзии продолжат расширять свой интерес к чтению литературных произведений. Ведь на вопрос, как надо воспитывать детей, наш известный поэт Олжас Сулейменов отвечает лаконично и емко: "Надо научить их читать. Мировая литература их воспитает".
Отметим также, что для формирования в обществе высокой культуры чтения в Казахстане появился новый праздник - Национальный день книги, который будет отмечаться 23 апреля.
Новые сообщения публикуются после модерации