ГЛАВНАЯ

«Зимние фантазии»

Юные мастера художественного слова

Казахстан скатился в международных рейтингах по читательской грамотности. Таковы результаты международной оценки качества образования ОЭСР PISA. Ту же картину демонстрируют результаты исследования PIRLS-2021.

pic.alt

Фото: Дети прикоснулись к творчеству замечательных мастеров слова…

PIRLS оценивает на уровне 4-х классов, PISA оценивает на уровне 15-летних детей. Читательская грамотность - это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Это незаменимый навык в условиях доминирования социальных сетей в жизни подрастающего поколения, важнейший элемент формирования личности.

- Наши школьники отстают от своих сверстников в странах ОЭСР на 3 года. Такая, казалось бы, безобидная категория - читательская грамотность в то же время показывает системные проблемы. Показывает, что сегодня дети больше вовлечены в социальные сети, - выразил обеспокоенность спикер Сената Маулен Ашимбаев.

Так почему же читательская грамотность казахстанских школьников хромает? Анализ результатов анкетирования PIRLS показал, что многое зависит от отношения родителей к этому вопросу. В Казахстане доля учащихся, родители которых любят читать, всего 17%, что почти в два раза меньше, чем в среднем по миру - 31%. Между тем, международные эксперты отмечают, что именно через чтение и письмо развивается критическое мышление. На снижение читательской грамотности оказывают серьезное влияние социальные сети. Чтение является очень сложным направлением. В особенности учитывая сегодняшние реалии - гаджетизацию и частое применение детьми различных устройств. По оценкам различных экспертов, развитие письменной речи и чтения являются наиболее важными факторами в формировании критического мышления. А наличие последнего определяет способность человека противостоять гаджетизации и осознанно подходить к потреблению информации.

В этих условиях важное значение играет и школа, насколько активные методы педагогики и обучения применяются для повышения читательской грамотности учителями. Очень актуальным становится вопрос внедрения новых методов обучения. На днях в общеобразовательной школе №14 имени Дмитрия Карбышева в рамках недели начальных классов был проведен конкурс юных мастеров художественного слова "Зимние фантазии" среди учащихся КПП, 1-2-х, 3-4-х классов. По словам ответственной за проведение мероприятия Алтынбике Коршуновой, задачами конкурса были повышение интереса к чтению литературных произведений, развитие творческого и интеллектуального потенциала участников, выявление наиболее талантливых и артистичных чтецов среди учащихся начального звена, развитие навыков ораторского искусства, выразительного чтения, культуры публичного выступления.

По наблюдению опытных педагогов, для исполнения стихотворения от чтеца требуется несколько важных качеств: сценическое мастерство, артистизм, обаяние, эмоциональность, отличное знание текста, умение расставить акценты, способность донести до слушателей мысли и идеи автора, сильный голос. К нашей большой радости, воспитанники начальной школы очень порадовали своими выступлениями. Первыми на сцену вышли учащиеся КПП,1-х и 2-х классов. Следует отметить большую работу, проведенную учителями начальных классов: у многих детей чтение сопровождалось интересной инсценировкой, яркой презентацией либо видеосюжетом, это только добавляло новые краски и создавало необычную остроту восприятия произведения. Конечно, небходимую помощь оказали в подготовке к конкурсу родители. Их было много в зале, они переживали и поддерживали детей: у выступающих на сцене были отличные костюмы, гармонично соответствующие содержанию стихотворения. Теперь представьте, что творилось в зале: выходит совсем юная исполнительница, второклассница Анюта Марар, в ярком белоснежном костюме с кружевной короной и артистично, мастерски читает "Белые стихи" Сергея Михалкова да еще и в сопровождении презентации. Это было великолепно! Или когда первоклассник Таймас Амирханов проникновенно и с изумительным чувством исполняет знаменитое "Зимнее утро" Александра Сергеевича Пушкина, а ведь это программа седьмого класса! Значит, не все так плохо с нашими детьми! Надо просто чуточку больше внимания уделять чтению, чаще проводить необычные мероприятия, внедрять новые методы и активнее привлекать родителей.

Жюри определило призеров и победителей конкурса среди учащихся КПП, 1-х и 2-х классов, ими стали: Ника Уральцева, Айзере Искендирова, Анита Шейн, Таймас Амирханов, София Бармина, Богдана Холчева и Анюта Марар.

Затем на сцену вышли дети постарше, учащиеся 3-х и 4-х классов. Дети также продемонстрировали отличное знание текста, подготовили презентации, видеосюжеты, хорошо читали, но, в отличие от предыдущих выступлений, этой группе немного не хватило эмоций, чувств, проникновенности, возможно, это связано с возрастными особенностями. И все-таки мы дождались чувств и эмоций! Четвероклассник Савелий Плетюхин отлично, просто мастерски исполнил отрывок из стихотворения Николая Некрасова "Крестьянские дети". Сложность отрывка была и в том, что в нем был диалог, но Савелий блестяще справился с задачей и с большим чувством, искренней, детской непосредственностью передал картину происходящего "однажды в студеную зимнюю пору".

Жюри определило призеров и победителей конкурса среди учащихся 3-х и 4-х классов, ими стали: Владлен Нетесов, Максим Курдюков, Денис Халанский, Айлин Мухамбетова, Кира Ярем, Арина Ярем и Савелий Плетюхин.

По единодушному мнению членов жюри, все юные чтецы были великолепны, прекрасно выступали, у всех сильные голоса, ребята продемонстрировали отличное исполнение, все получилось замечательно, во всем этом большая заслуга педагогов и родителей, готовивших детей.

- Мы получили огромное удовольствие: сегодня звучали стихи, у многих детей была собственная интерпретация текста, свое прочтение произведений, что вызывало живой интерес, порой удивление, иногда улыбку, чаще восхищение, самое главное - дети прикоснулись к творчеству замечательных мастеров слова, - поделились своими впечатлениями педагоги. - Важно не останавливаться на этом - продолжать работу в этом направлении, повышать уровень читательской грамотности, у детей есть интерес к литературе, к поэзии.

Надеемся, что все эти талантливые самобытные исполнители и любители поэзии продолжат расширять свой интерес к чтению литературных произведений. Ведь на вопрос, как надо воспитывать детей, наш известный поэт Олжас Сулейменов отвечает лаконично и емко: "Надо научить их читать. Мировая литература их воспитает".

Отметим также, что для формирования в обществе высокой культуры чтения в Казахстане появился новый праздник - Национальный день книги, который будет отмечаться 23 апреля.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Captcha Code
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×