ГЛАВНАЯ

Без субсидий больше нельзя

Зачем хотят ввести дифтариф на пассажирские перевозки

Городской общественный совет провел повторное слушание по проекту постановления акимата "Об установлении дифференцированного тарифа на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городских сообщениях города Рудного". Проект предполагает введение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП), при использовании которой стоимость проезда в автобусе будет 100 тенге, а при оплате наличными - 150 тенге.

pic.alt

Фото: В акимате считают, что внедрение ЭСОП и дифференцированного тарифа на пассажирские перевозки – это первый шаг к решению большой городской проблемы с общественным транспортом

Ранее, 11 августа, в ходе первого заседания по данному проекту возник ряд дополнительных вопросов и разногласий, по мнению общественного совета для принятия нового постановления о дифференцированном тарифе было представлено недостаточно обоснований, потому решено было направить дополнительные официальные запросы в ТОО "Рудныйавтотранс" и областной филиал ТОО "Alempay" и перенести голосование до получения ответов от этих организаций. К примеру, у перевозчика хотели узнать, сколько имеется своих автобусов, а у операторов уточнить все нюансы по их работе. Однако почти за месяц ответов получено не было.

Чтобы суть предлагаемых изменений донести более структурировано и ясно, член общественного совета, заместитель акима Рудного по коммунальным вопросам Ануар Ескатов подготовил презентацию. Ключевым моментом, на котором он заострил внимание присутствовавших, стала возможность реализовать предусмотренное законодательством субсидирование пассажирских перевозок. Что, по мнению разработчиков проекта о внедрении дифтарифа, является единственным законным решением существующих в этой сфере проблем, в том числе, и с изношенным автопарком.

- Почему именно такая пропорция - 100 и 150 тенге? Главная причина - отсутствие в нашей области поставщиков услуги (по электронной оплате проезда - ред.), готовых зайти на город на иных условиях. У нас работает пока только "Alempay", альтернативы нет, такие реалии. Также в Костанае имеется положительный опыт внедрения ЭСОП, и там сейчас рассматривается дифтариф в 100 и 170 тенге. Далее, информирую, что в Рудном сейчас около 30 маршрутов, большую часть которых обслуживает ТОО "Рудныйавтотранс", которое не имеет собственных автобусов. На протяжении многих лет они нам предоставляют отчет о продаже билетов, по их данным пассажиропоток составляет 100 тысяч человек в месяц. По их расчетам сегодня средний тариф по перевозкам - 817 тенге за одного пассажира! Логичный вопрос: каким образом мы будем субсидировать? Эти цифры мы не приемлем. Как без ЭСОП высчитать реальные затраты на одного перевезенного пассажира? А так мы увидим реальный пассажиропоток еще и в разрезе категорий - тех, кто по закону подлежит компенсации, это пенсионеры и дети. Сегодня мы прогнозируем реальный тариф на одного пассажира 170-180 тенге, это обойдется бюджету в 7-9 млн.тенге субсидий в месяц. Это примерная разница между затратами перевозчиков и действующим тарифом, - начал пояснять Ескатов.

Замакима озвучил также, во сколько городу обойдутся услуги "Alempay". В его комиссию. Оператор берет 9,25% за каждого пассажира.

- Перевозчик отчет предоставляет, и мы эти 9,25% ему компенсируем. То есть при 100.000 пассажиров это будет 925.000 тенге, сумма, которую бюджет возьмет на себя только за услуги оператора ЭСОП. В целом мы идем на условия оператора, потому как альтернативы ему пока у нас в регионе нет, если появится, выберем другого, трехсторонний договор это позволит, - добавил спикер.

Ескатов сделал упор на том, что в Правилах организации перевозок прописана финансовая поддержка социально значимых маршрутов. Также замакима предоставил на ознакомление проект договора, согласно которому у заказчика, то есть у акимата, будет возможность контролировать субсидирование и контролировать качество пассажирских перевозок, для чего есть шкала оценки.

Началось обсуждение. Председатель ОС Мурат Искаков спросил: где гарантия, что тот же 14-й маршрут снова будет ходить, как положено? Что изменится?

- А ничего без внедрения ЭСОП и не изменится. Как нам посчитать реальный пассажиропоток, как рассчитать субсидии? - возразил Ескатов.

- У перевозчика сейчас по 14-му маршруту расчет затрат на перевозку одного пассажира и вовсе 6 тысяч тенге, да мы всем городом будем работать на субсидии по их расчетам, надо увидеть реальную картину, в чем и поможет ЭСОП, - добавил член ОС, замакима по социальным вопросам Азамат Искаков.

- Результат будет: ТОО "Рудный-автотранс" получит субсидии и на этом все, - заметила член ОС Ольга Березуцкая.

Ануар Ескатов ответил, что внедрение электронной системы оплаты проезда не выгодно тем, у кого нет своего транспорта. Надо стимулировать именно собственников автобусов. Пусть участвуют в конкурсе, берут маршруты и получают субсидии.

- Для этого мы и изменили условия конкурса на пассажирские перевозки. Теперь один лот - один маршрут. Дадим возможность работать самостоятельно даже тем, у кого нет большого автопарка, но есть достаточное количество своих автобусов, чтобы обслуживать один-два маршрута. Мы ранее говорили об этом. В целом работа ведется параллельно по нескольким направлениям. Это конкурс по лотам, принятие дифтарифа и внедрение ЭСОП, признание социально значимых маршрутов, определение категорий льготников для компенсации и субсидирования перевозчиков, - дополнил Ескатов.

В ходе обсуждения привели самые распространенные комментарии от горожан по поводу стоимости проезда в Рудном: в Алматы и Нур-Султане дешевле. Представители акимата заметили, что там перевозчиков давно субсидируют за счет бюджета, отсюда и стабильно низкая стоимость проезда. И опять же там внедрена система ЭСОП.

- И государство покупает автобусы, - заметил член ОС Ерлан Алькенов. - Ну не будут владельцы автобусов покупать их в кредит, даже через СПК, ну кто возьмет автобус за 50 миллионов тенге? Я точно знаю, что в Актобе, в Павлодаре автобусы покупает государство, по 30-40 штук, там и автопарки еще со времен Союза остались. Вот в Костанае есть автопарк со своими автобусами, предприятие еще может позволить себе взять автобус в кредит.

Также Ерлан Алькенов поинтересовался, как замотивировать того же работника ССГПО перейти на карты оплаты? Нужно, по его мнению, сделать хотя бы немного ощутимую разницу с ныне существующим тарифом. Платишь картой - платишь меньше. Можно ли, к примеру, на период тестирования системы снизить планку для безнала? Хотя бы до 90 тенге. Но, как оказалось, нормативно-правовой акт не может быть введен временно.

Снова, как и 11 августа, подняли вопрос о периоде тестирования ЭСОП. Ранее оператор отметил, что нужно три месяца, чтобы получить первые адекватные данные по пассажиропотоку. И что, эти три месяца пенсионеры и дети должны будут тоже платить по 100 тенге за проезд?

Созвонились с директором филиала ТОО "Alempay" Cагадатом Ниязбаевым. Ерлан Алькенов задал ему ряд возникших в ходе обсуждения вопросов.

- В период, когда действует тестовый режим, льготники и все остальные могут платить наличкой по ныне действующему тарифу, просто будет альтернатива. И время, чтобы привыкнуть и приобрести транспортные карты, - сообщил Ниязбаев.

Также члены ОС в телефонном разговоре с представителем "Alempay" уточнили, что транспортная карта стоит сейчас 500 тенге, баланс у нее нулевой, пополнять его можно разными способами, самый распространенный - через Kaspi Gold. Карта именная, привязана к номеру телефона ее владельца. Покупают карты в филиалах "Казпочты". Оплата этими картами может проходить даже там, где нет Интернета. В ходе телефонного разговора выяснилось, что с "Alempay" не интегрированы банки второго уровня. И обычной платежной банковской картой удобно будет расплачиваться всем, кроме льготников. С вашего счета спишется 100 тенге, не важно, пенсионер вы или ребенок. Категории пассажиров позволяет "различать" только транспортная карта. Проще говоря, чужие карты льготников "не видят".

Когда настало время голосовать, член совета Ольга Березуцкая попросила внести рекомендации по нижней "планке" дифтарифа, чтобы безналичным расчетом горожане платили 80 или 90 тенге, но не 100, как предлагается проектом. К ней присоединился Ерлан Алькенов, в итоге они не проголосовали за предложенный проект по внедрению дифтарифа. Большинство членов ОС согласились с доводами представителей власти. Но опять же отметили, что все надеются на то, что проблему с пассажирскими перевозками удастся решить, а это первый шаг.

Теперь проект с рекомендациями общественного совета будет рассматривать городской маслихат.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×