Детство в плену
Узницы концлагерей, проживающие в Рудном, встречают 80-ю годовщину Победы
На сегодняшний день в нашем городе проживают две узницы фашистских концентрационных лагерей - Анна Петровна Мусиюк и Нина Михайловна Шершунович. Жур налист пообщалась с женщинами, чье детство прошло во вражеском плену. Они рассказали свои истории, слушая которые, даже не хочется верить, что все это происходило в реальности…

Фото: Анну Петровну Мусиюк в преддверии празднования 80-летия Победы первой навестили с поздравлениями руководитель городского отдела занятости и социальных программ и председатель городского совета ветеранов
В преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной Войне их навестили руководитель городского отдела занятости и социальных программ Елена Скаредина и председатель городского совета ветеранов Салимгерей Бексеитов. Поздравили с наступающим праздником, вручили юбилейную медаль "Ұлы Отан соғысындағы Жеңіске 80 жыл", а также продуктовые наборы от спонсора - сети супермаркетов "Меркурий". Конечно, ветеранов пригласили на празднования Дня защитника Отечества и юбилея Великой Победы.
Всех больных сожгли, а нас отправили на дезинфекцию…
Узница концлагеря Анна Петровна Мусиюк вспоминает свое детство, которое украла война.
Маленькой Ане было всего два годика, когда началась Великая Отечественная война. В их деревне, в 200 км от Москвы, в течение двух лет дислоцировались фашисты, шли непрекращающиеся перекрестные бомбежки, местные жители, в основном женщины, дети и старики, прятались в погребах. Когда враг начал отступать, деревню подожгли.
- Мать нас, троих детей, обула в лапти и увела в лес. Оставшиеся немецкие части находили женщин, стариков и детей и уводили с собой, так прошагали пешком 70 км до Брянска, прикрываясь нами, как живым щитом. В Брянске посадили в товарный поезд и увезли в Литву, в город Алитус, где был концлагерь. Мне шел пятый годик, - рассказывает Анна Петровна. - Всех, у кого были признаки каких-то болезней, сжигали. Остальных отогнали в барак на дезинфекцию. Помню, как ножка моя застряла в полу, и мама взяла меня на руки. После дезинфекции нам всем выдали полосатые рубахи… В Алитусе мы пробыли недолго, в 1943 году, когда советские войска пересекли границу, нас угнали в Германию, в город Федшау. Там мы, в том числе, дети, работали в имении отставного офицера, пасли коров, гусей, за яблонями ухаживали. Но все так же были за колючей проволокой.
В марте 1945 года Аню, ее семью и остальных пленных освободили советские танкисты. Но еще до поздней осени они продолжали работать в опустевшем имении - надо было кормить уже свою армию, которая шла на Берлин.
Только чудом Анна Петровна, ее мама, брат и сестра остались живы и вернулись в родное село. Отец Анны Петровны погиб в апреле 1945 года, под Калининградом. Он и еще больше тысячи героев были похоронены в братской могиле, над которой воздвигли мемориал.
Анна Петровна приехала в Рудный в 19 лет, вышла замуж, родила троих детей. Она - ветеран комбината.
Еще младенцем попала в фашистский плен
Брестская область, где родилась наша героиня, одной из первых встретила натиск врага. Нина Михайлова Шершунович родом из белорусского села Глубокий Кут. Его и шесть соседних деревень фашисты подвергли изуверскому испытанию: расстреляли всех мужчин, не успевших уйти на фронт. В их числе был и отец маленькой Нины…
- Деревню нашу сожгли. Собрали всех мужчин, 142 человека, заставили выкопать ров и расстреляли. Там оставались еще живые люди, но ко рву никому не разрешали подходить. Говорили, что до этого партизаны убили семерых немцев, и это была их месть, показательная. Собрали мужчин из семи сел и убили. А женщин и детей угнали в плен. Маму, меня, старшего брата и двух сестер увезли в Польшу. Шел 1941 год, я только родилась. Конечно, я ничего не помню, знаю только, что мы недолго пробыли в концлагере, а потом попали к хозяину, на которого мама, брат и сестры работали. Советские войска освободили нас в 1944 году. Помню уже, как по возвращению домой копали землянки. Нас много тогда вернулось из плена, в том числе, мои дедушка, бабушка, в целом, из семьи нашей еще семеро. Уже спустя годы, когда пленным по спискам присуждали статус, льготы, оказалось, что детей тогда вообще никто не считал, не регистрировал. Мне позвонила сестра из Белоруссии, сказала, что тоже нужно доказывать свой статус, как это делали там они. Но я поначалу не хотела, ведь я почти ничего не помню. Но потом все же взялась, и три года шло оформление, запросы писали и так далее. В 1995 году, получается, меня признали пострадавшей в период войны, я получила статус узницы концлагерей. В 2001 году я вышла на пенсию, проработав в Рудном больше 30 лет, - рассказала Нина Михайловна.
Супруг Нины Шершунович - ее земляк, он прошел ужасы концлагеря в польском Белостоке, попав туда 10-летником мальчиком. Сегодня Нина Михайловна вдова.
- В Белоруссии после войны была очень тяжелая жизнь, и муж со своими товарищами в 1959 году поехал сюда, на Целину. Устроился в Рудном путейцем, образования то у нас никакого в селе не было, семь классов максимум. Приехал в родное село в отпуск, там познакомились, поженились, и он увез меня сюда, было это в 1961 году. Поначалу снимали времянку, жили в тесноте, да не в обиде: корова направо, мы - налево, - улыбается, вспоминая молодость Нина Михайловна. - Муж у меня работал усердно, выучился на сварщика, даже получил Орден Трудового Красного Знамени. В 1963 году нам уже дали однокомнатную в капитальном доме на ул.Фрунзе. Это было настоящее счастье! Родилась единственная дочка наша, жили дружно, хорошо. Я долгие годы проработала в Сарбайском РУ машинистом насосов, на водоотливе.
Нина Михайловна признается, что даже не мечтала встретить 80-летие Великой Победы, и это для нее большая радость.
Фото: Нина Михайловна Шершунович говорит, она практически не помнит того, что происходило в годы войны, может, оно и к лучшему...
- В 1996 году, я помню, в Рудном проживало 42 узника концлагерей. Среди них были женщины, которые уже во взрослом возрасте попали в плен, и у которых на руках навсегда остались татуировки с регистрационными номерами. То, о чем они рассказывали, повергало в ужас. Сегодня, в числе других ветеранов, мы чествуем Нину Михайловну и Анну Петровну, рады видеть их в добром здравии, они все еще бодры, проживают самостоятельно. Желаем им долгих лет жизни, - говорит руководитель городского отдела занятости и социальных программ Елена Скаредина.
В 2025 году Указом Президента Республики Казахстан от 26 марта 2025 года №825 утверждена единая юбилейная медаль "Ұлы Отан соғысындағы Жеңіске 80 жыл" для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и иных лиц.
Всего в нашем городе проживают 232 ветерана, в том числе 3 участника ВОВ, 11 участников трудового фронта, 198 работавших в годы ВОВ.
5 мая 2025 года в Рудном по поручению Президента Республики Казахстан ветеранам на дому торжественно вручали юбилейные медали.
Новые сообщения публикуются после модерации