На повестке - проблемы в медицине
Очереди, нехватка врачей и реальные истории жителей...
Министр здравоохранения РК Акмарал Альназарова посетила город Рудный, где провела встречу с жителями. В ходе диалога горожане поделились своими проблемами и предложениями по улучшению работы учреждений здравоохранения, рассказали о нехватке врачей, очередях в поликлиниках и доступности медикаментов.

Фото: Министр здравоохранения Акмарал Альназарова встретилась с рудничанами, чтобы выслушать и обсудить проблемы здравоохранения
Министр внимательно выслушала все обращения, обсудила возможные пути решения и пообещала, что вопросы, озвученные на встрече, будут тщательно рассмотрены. Какие насущные проблемы были озвучены в ходе встречи, в материале корреспондента издания "Хорошее Дело".
В ходе рабочего визита министра здравоохранения РК в Костанайскую область Акмарал Альназарова встретилась с жителями города горняков. Стоит отметить тот факт, что посадочные места во Дворце развития школьников и молодежи в основном заняли представители медицинских учреждений, а также небольшое количество мест было для жителей города. Первым докладчиком выступила представитель ведомства Акмарал Альназарова.
Снизить очередность
На данный момент, чтобы попасть к узким специалистам, пациенты должны обратиться к участковому врачу и получить соответствующее направление. По словам министра, тема муссируется гражданами на протяжении нескольких лет и в основном вызывает негативное отношение к медицине.
- Мы максимально без ущерба для системы, но в то же время, исходя из интересов пациента, приняли несколько больших приказов, внесли изменения в стандарты оказания медицинской помощи, расширили функции медицинской сестры, как принято в международной практике. Рутинную работу передали медицинской сестре, а врача оставили только для контакта с пациентом, - объясняет министр. - Оптимизированы маршруты пациента путем внедрения запланированного приема для пациентов, которые на диспансерном учете. Нет необходимости опять записываться к врачу общей практики - медицинская сестра сама, по алгоритму, проведет по необходимым исследованиям и при необходимости направит уже к врачу.
Снижение цен на препараты и услуги
В 2024-м году министерством здравоохранения пересмотрен механизм ценообразования лекарственных средств, как в оптово-розничном сегменте, так и при закупе в пакете ГОБМП и ОСМС. В течение пяти месяцев после утверждения приказа на 6000 наименований лекарственных средств был сделан пересчет.
- Уже поступают первые партии лекарственных средств по новым предельным ценам, старые партии мы позволили реализовывать по старым ценам, так как они были завезены ранее. Возьмем в пример 50 наиболее популярных и часто приобретаемых населением лекарственных препаратов. Сегодня из 50 позиций на 25 позиций идет снижение цен. Что-то на 10% снизилось, что-то на 40%, но в среднем мы сейчас видим до 15% снижения, - отметила Альназарова. - Конечно, есть определенное сопротивление со стороны большого фармацевтического бизнеса, но для нас во главе угла интересы казахстанцев и каждого пациента.
Ведомством подготовлен проект постановления правительства, который предусматривает полное освобождение от налога на добавленную стоимость медицинских услуг и лекарств, предоставляемых в рамках ГОБМП и ОСМС.
- В Костанайской области в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения на сегодняшний день отгружено лекарственных средств на сумму более 13 млрд.тенге, а в рамках стационарной помощи - на сумму более 9,6 млрд.тенге. Мы здесь тоже большую работу провели в плане того, что систему закупок самих медицинских организаций сделали прозрачной, - подчеркнула министр.
Ужесточить наказание
Напомним, 17 июля в приемном покое областной больницы Костаная пациент напал на хирурга Антона Кистанова. Как рассказали в больнице, мужчина ждал хирурга, находившегося на операции. Когда врач вернулся, пациент отказался ждать своей очереди и напал на него с кулаками. Хирург потерял сознание - его госпитализировали в тяжелом состоянии. Позже пострадавшего врача транспортировали по линии санавиации в столичную клинику. Антон Кистанов проходил лечение в Центре экстренной медицины. В результате нападения он получил закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга тяжелой степени и другие повреждения. Далее Антон Кистанов обратился суд.
Суд, выслушав стороны и изучив представленные доказательства, приговорил Аблайхана Саринжепова к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности. Как указано в приговоре, ему назначено наказание - 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии минимальной безопасности. Мера пресечения оставлена прежней - под стражей до вступления приговора в силу. Срок будет исчисляться с момента вступления приговора в законную силу, при этом время нахождения под стражей с 17 июля 2025 года засчитывается как один день за два.
Министр здравоохранения Акмарал Альназарова отметила, что из самых последних громких дел было именно в Костанае и, к сожалению, случаи имеют место быть.
- Ранее я говорила о поправках, предусматривающих уголовное наказание от трех до 12 лет за нападение на медработников при исполнении ими служебных обязанностей. Причем, даже за попытку нападения в момент несения медработниками служебных полномочий. На такие кардинальные меры сегодня государство идет, и это поручение Президента. Думаю, до конца года закон будет принят, - заверила Акмарал Альназарова.
Вопрос - ответ
Первой к министру здравоохранения обратилась пациентка поликлиники ТОО "Поликлиника №2" (Жемчужина-Стомед - прим.ред). Пенсионерка Мария Фролова с 2010 года состоит на учете с глаукомой. По словам женщины, уже на протяжении года не может попасть на прием к окулисту. На эту жалобу Акмарал Альназарова подняла представителя организации медицинского директора Анар Елубаеву. Та в свою очередь отметила, что один доктор месяц поработал и уехал, приняли совместителя, который ведет прием два раза в неделю.
- Почему за год нельзя было организовать консультацию окулиста? Тем более, глаукома, вы знаете, это одно из самых инвалидизирующих заболеваний. И вы вот так оставили. Финансирование получаете, стандарты необходимые есть, значит, маршрут пациента с глаукомой, его наблюдение, все прописано. Вне зависимости от форм собственности, раз вы взялись и назвались поставщиком медицинских услуг, вы должны эту работу обеспечивать. Здесь проблема не в очередности, а проблема в организации работы. К вам прикреплено 26700 человек, и почему они должны зависеть от качества вшей организации медицинской помощи? Я комитету медфармконтроля, руководителю управления здравоохранения поручаю: организуйте в течение недели все необходимые консультации. Если вы видите, что такая ситуация, есть областной центр, все это можно организовать. Есть передвижные медицинские комплексы, и именно в Костанайской области нагрузки на них, как таковой, нет, - возразила министр здравоохранения.
Екатерина Сайганова также прикреплена к ТОО "Поликлиника №2", пациентка состоит на учете с бронхиальной астмой, а ее супруг - с сахарным диабетом.
- У меня астма, и те препараты, которые мы получали ранее, их просто вывели из списка. Нужное и подходящее мне лекарство я могу приобрести только в России. Те препараты, которые нам предоставляют и которые находятся в аптеке, они не помогают. Эти баллончики, которые выдали, не подходят мне. Я поехала в Россию, купила его там за 25 тысяч тенге. Пришла в поликлинику и предложила выдать мне другой препарат и вернуть им неиспользованные. Но нет, сказали ждать три положенных месяца, на которые выдали препарат, потом только дадут новый. Также я три года не могу пройти пульмонолога, только платно - 10 тысяч, он у нас один на всю область. У меня муж состоит на учете по сахарному диабету. В ноябре мы не можем лекарства получить, потому что их нет. Как это нет? - недоумевает Сайганова.
Фото: Екатерина Сайганова: "Нужное и подходящее мне лекарство я могу приобрести только в России"
Акмарал Альназарова согласилась с рудничанкой, ведь дефицит узких специалистов, как пульмонологи, имеется не только в Костанайской области, но и по всей республике. В течение последних десяти лет из-за низких тарифов по многим терапевтическим направлениям возникли подобные проблемы. Начали закрываться отделения пульмонологии, в частности. Но в последующие два года планируется восстановить более 55 профильных отделений, и в программу реновации входит Костанайская область тоже.
- Мы большую работу проводили по внедрению возможности выбора лекарственного препарата с оплатой за счет самого пациента дополнительно. Если он хочет получить другой препарат, он есть в аптеке, то базовую часть финансирует Фонд медицинского страхования, а то, что сверху остается, есть возможность выбора и, значит, закупа со стороны пациента. Да, есть препараты, которые за счет неправильного ценового регулирования были "вымыты" с нашего рынка, и особенно дешевый сегмент лекарственных препаратов. Поэтому с 1 января 2026 года порядка 2700 позиций, это лекарственные препараты стоимостью до одного МРП (3932 тенге), будут отпущены на дерегулирование. То есть мы со стороны государства не будем регулировать их цены, а на остальные препараты цены будут контролироваться. Что касается диабета, у нас деперсонализированный учет и планирование были до сегодняшнего дня. На 2026 год мы провели работу по персонифицированному планированию амбулаторных лекарственных средств, и все, особенно новые пациенты, к сожалению, сталкиваются с тем, что у нас на этих новых пациентов лекарственные препараты не были запланированы или не закупаются. Поэтому впервые в 2025 году постановлением правительства чистый годовой доход был оставлен "СК-Фармации" для формирования неснижаемого запаса в размере 25% от годового объема лекарственных средств. Это порядка 20 млрд. тенге дополнительно. Мы делаем все для того, чтобы эти проблемы, о которых вы говорите, в 2026 году удалось минимизировать, - ответила на вопросы Акмарал Альназарова.
Ситуация в медицинской системе Казахстана остается сложной и во многом отражает накопившиеся за десятилетия системные дисбалансы. Несмотря на заявления о готовности к реформам, значительная часть населения продолжает сталкиваться с проблемами, которые можно охарактеризовать как хронические: длинные очереди в поликлиниках, низкая доступность узких специалистов, нехватка кадров и постоянные перебои с лекарственными препаратами. Эти трудности носят не локальный, а повсеместный характер и указывают на необходимость глубокой перестройки всей системы здравоохранения, начиная от уровня организации первичной медико-санитарной помощи и заканчивая механизмами распределения бюджетных средств.
Да, власти демонстрируют готовность к системным реформам. Внимание к обращениям граждан, повышение прозрачности закупок, восстановление узких специальностей и пересмотр механизма ценообразования на лекарства - все это позитивные шаги. Однако реализация этих инициатив пока часто сталкивается с бюрократическими барьерами.
Ключевая проблема - это кадровый дефицит, усугубляемый низким уровнем оплаты труда, большой нагрузкой на специалистов и отсутствием стимулов для работы в отдаленных регионах. Молодые врачи неохотно идут в систему государственного здравоохранения, предпочитая частные клиники или эмиграцию. В результате качество медицинской помощи в регионах остается на низком уровне, а пациенты вынуждены искать платные альтернативы или ехать в другие города за консультацией. Это приводит к росту социальной напряженности и чувству несправедливости среди граждан.
Не менее тревожной тенденцией остается рост случаев агрессии в отношении медработников. Это симптом не только социальной напряженности, но и кризиса доверия между пациентом и врачом. Призывы министерства к ужесточению наказания за нападения на медиков необходимы, но сами по себе не решают корень проблемы - низкий уровень коммуникации, дефицит внимания и недостаток времени у врачей на полноценное общение с пациентами.
В целом, диалог между населением и министерством показал, что государство осознает масштаб трудностей и готово действовать. Однако позитивные изменения будут возможны только при условии системного подхода: повышения финансирования здравоохранения, реального контроля за исполнением решений на местах, улучшения условий труда медицинских работников и прозрачности всей структуры. Без устранения бюрократических перегородок, коррупции и формализма даже самые правильные инициативы рискуют остаться на уровне деклараций.
Современное состояние медицины в Казахстане требует не "косметических", а глубоких структурных реформ. Власти демонстрируют стремление к переменам, но на практике путь к обновлению будет долгим и сложным. Пока пациенты продолжают стоять в очередях, не могут получить нужные лекарства или консультацию врача, говорить о полноценной эффективности реформ рано. Только при активном участии общества, честном контроле над расходованием средств и реальной поддержке медицинских работников можно ожидать, что здравоохранение станет действительно доступным, качественным и справедливым для всех.


Новые сообщения публикуются после модерации