Нарушения за нарушениями
Мониторинг госзакупок фиксирует опасные тенденции...
После проверок портала государственных закупок РК общественниками, обнаружены нарушения в сфере социального заказа. Они указывают на необходимость пересмотра процедур и усиления контроля. Несоблюдение установленных правил ставит под вопрос эффективность использования средств, предназначенных для общественно значимых проектов.

Фото: По словам Динары Утебаевой, рассмотрено более 300 социальных госзакупок на сумму более одного миллиарда тенге
В рамках мониторинга государственных социальных закупок Костанайской области Областным ресурсным центром НПО проведен анализ 20 районных и городских пакетов закупок, закупок областных управлений, жалоб, изменений документации, отмен закупок и результатов рассмотрения обращений участников. Всего рассмотрено более 300 закупок, совокупным объемом более одного миллиарда тенге. Анализ показал существенные различия в качестве проведения процедур, а также выявил системные проблемы, влияющие на эффективность реализации госпрограмм.
- Так, например, в городе Рудный на все три жалобы от поставщиков - полный отказ. Ситуация указывает на жесткий подход комиссии и вероятность закрытой практики оценки, - акцентирует свое внимание председатель ОФ "Гражданский альянс Костанайской области "Грин" Динара Утебаева. - Союз потребителей города Рудного, только обратившись в суд, смог доказать обоснованность жалобы, в результате закупки были пересмотрены, а руководитель отдела предпринимательства получил дисциплинарное взыскание. До 21 ноября договор так и не заключен, хотя проект должен провести 40 мероприятий до декабря.
Как отметила Утебаева, проблема есть не только в городских отделах, но и в областных ведомствах. К слову, в Управлении спорта Костанайской области был проект по боксу. К сожалению, после жалобы поступил отказ. Хотя закупка проведена с нарушением правил осуществления государственных закупок. Также были выявлены нарушения в проведении конноспортивного мероприятия "Ұлы Дала жорығы".
- Данный проект был объявлен с высокими рисками недополучить финансирование, в связи с тем, что закупка была объявлена путем передвижки из другого лота, а рассмотрение бюджетной заявки областным маслихатом состоялась уже после проведения мероприятий по проекту, - сказала председатель ОФ.
Напомним, издание "Хорошее Дело" уже освещала данную тему 02.11.2025 года "Поели, погуляли - теперь узаконим?". Тогда, на совместном заседании постоянных комиссий разбирали вопросы бюджета области. Присутствовали как депутаты, так и представители государственных органов. Одним из вопросов стало выделение бюджетных средств на проведение конного марафона в Джангельдинском районе. После возмущений депутата областного маслихата Александрой Сергазиновой, проблема была решена и были даны соответствующие разъяснения.
Проблемы государственного социального заказа были выявлены и в Управлении здравоохранения области. Так, проект по профилактике ВИЧ на 19,5 млн.тенге был отменен, а проект по профилактике туберкулеза после жалобы поставщика вовсе отказан в рассмотрении.
- Стоит отметить, что проект по профилактике ВИЧ объявлялся три раза, и каждый раз конкурс срывался из-за неправильно установленных требований. Заказчик требовал дипломы и сертификаты 10 аутрич-работников (консультантов - прим.ред.), и вместо того чтобы снижать баллы (как предусмотрено правилами - прим.ред.), не допускал участников. Все жалобы отклонены, два НПО попали в реестр недобросовестных участников из-за попытки "подогнать документы" под завышенные требования заказчика - ситуация, которую можно было предотвратить, - отметила спикер.
Нарушения за нарушениями - именно так можно охарактеризовать текущую ситуацию в сфере государственного социального заказа. Проведенный мониторинг в очередной раз подтвердил: проблемы здесь не случайны и не единичны. Они системные, укоренившиеся, и проявляются на всех этапах: от формирования технических заданий до рассмотрения жалоб и утверждения результатов закупок.
Разные районы, разные ведомства, разные проекты, но характер нарушений пугающе похож. Где-то комиссии действуют слишком жестко и отказывают поставщикам без достаточных оснований. Где-то требования искусственно завышаются настолько, что участие становится фактически невозможным. Где-то бюджетные решения принимаются задним числом, когда мероприятия уже проведены. А где-то проекты срываются по три раза из-за ошибок заказчика, но ответственность перекладывается на поставщиков.
Эта цепочка нарушений показывает одно: механизм социального заказа работает нестабильно, порой несправедливо и во многих случаях не в интересах получателей социальных услуг. На кону проекты, которые должны помогать людям, обеспечивать профилактику заболеваний, поддерживать спорт, развивать общественные инициативы. Но вместо развития - затяжные конфликты, судебные разбирательства, отмененные конкурсы и недоверие со стороны некоммерческих организаций.
Неправительственные организации сегодня оказываются между двух огней: с одной стороны, высокие ожидания общества, с другой, чиновничьи барьеры и процедурные ошибки, за которые расплачиваются сами НПО. При этом система реагирует на жалобы с запозданием или вовсе безрезультатно, а решения комиссий часто оказываются непрозрачными и труднопредсказуемыми.
Общественники все громче говорят о необходимости срочных изменений. И речь уже не только о корректировке отдельных процедур. Требуется глубокий пересмотр подходов: прозрачность на всех уровнях, профессионализация заказчиков, реальная ответственность за нарушения, работа с жалобами, которая не превращается в формальность. Без этого государственный социальный заказ и дальше будет буксовать, а программы срываться.
Пока же мониторинг продолжает фиксировать опасные тенденции, и если их не остановить сейчас, то в будущем они могут перерасти в кризис доверия, последствия которого будет куда сложнее исправить.


Новые сообщения публикуются после модерации