ГЛАВНАЯ

Покупки без конфликтов

Профилактика нарушений прав потребителей

Председатель Союза защиты прав потребителей Костанайской области Ольга Березуцкая, которая является также председателем областного филиала Народной Партии Казахстана, вместе с однопартийцами и представителями акимата Рудного проводит информационно-разъяснительную работу с предпринимателями. Все для того, чтобы повысить правовую грамотность представителей бизнеса и, конечно, сократить количество нареканий со стороны потребителей.

pic.alt

Фото: В супермаркете "Меркурий" мы смогли спокойно отработать: пообщаться с администрацией магазина, просмотреть социальные продукты, маркировку импортных товаров и другие важные для потребителей моменты

Совместно с отделом предпринимательства разработаны специальные памятки с перечнем статей Закона "О защите прав потребителей", которые необходимо соблюдать.

23 ноября был намечен визит в два крупных супермаркета Рудного - "City" в районе автовокзала и "Меркурий" на проспекте Комсомольский. Однако провести разъяснительную работу удалось только в "Меркурии", в "City" участников нашей группы, куда вошла и главный специалист отдела сельского хозяйства акимата Рудного Наталья Симонова вместе с представителями СМИ, не пустили, сославшись на то, что о визите не предупредили заранее, и тем более, не позволили журналистам производить фото- и видеосъемку.

- Считаю, что когда у тебя все хорошо, когда у тебя все в порядке, ты, конечно же, не будешь никогда препятствовать тому, чтобы кто-то пришел. Тем более, мы не ходим с проверкой. Еще раз поясняю. Сейчас мы не делаем проверку. Мы работаем над повышением грамотности. К сожалению, жалобы поступают от потребителей ежедневно. Где-то кому-то не предоставлена была информация на государственном языке. Где-то был продан товар по цене, которая указана непосредственно на кассе, а на витрине была совершенно другая цена указана. А кому-то продали некачественный товар. По разным вопросам жалобы продолжают поступать. Мы на протяжении последних шести месяцев регулярно проводим такие мероприятия, как в Костанае, так и в городе Рудном. Сейчас вышли, потому что здесь тоже запрос был от людей. Хочу также напомнить, что видеосъемка в общественных местах не запрещена. Для покупателей также на заметку: В Законе о защите прав потребителей четко прописано, что предприниматели не должны препятствовать именно съемке потребителем. То есть, если у него есть какое-то сомнение в качестве товара, в разнице цен, он все это имеет право фиксировать на фото и видео. Нарушений здесь никаких не будет совершенно, - отметила Ольга Березуцкая.

В супермаркете "Меркурий" мы смогли уже спокойно отработать, пообщаться с администрацией магазина, просмотреть социальные продукты, маркировку импортных товаров и другие важные моменты.

- В ходе своих визитов обращаем внимание и на маркировку. Если товар импортный, он в обязательном порядке должен иметь маркировку нашу. И чтобы там на государственном языке размещалась информация о товаре, о его составе, - пояснила Ольга Березуцкая администратору супермаркета. - В обязательном порядке мы говорим о том, что должна быть информация на государственном языке. Я не говорю сейчас конкретно о данном магазине, а в целом о ситуации по области: у нас до сих пор половина ценников на одном языке, чаще на русском. А Законом о языках, Законом о защите прав потребителей предусмотрено то, что информация должна размещаться на государственном языке, и также на русском языке. То есть это такие основные моменты.

Особое внимание защитники прав потребителей уделяют социально значимым продовольственным товарам. В этот список входят: сахар-песок, мука пшеничная первого сорта, хлеб из нее, весовые рожки, крупа гречневая весовая, рис шлифованный весовой, картофель, морковь, лук репчатый, капуста белокочанная, масло подсолнечное, мясо кур (бедренная и берцовая кость с мясом), говядина - лопаточно-грудная часть с костями, молоко и кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное, яйцо куриное 1 категории, соль, творог 5-9% жирности.

- Если они у нас в продаже имеются, то надбавка на них не должна превышать 15% от закупочной цены. Но тут мы потребителям поясняем, если вы привыкли к тому, что стоимость на данный товар, допустим, 700 тенге, то вы должны понимать, если вы завтра пришли в магазин, и вдруг социально значимый товар продается уже по цене 1000 тенге, вы должны понимать, что там надбавка уже более 15%. То есть у нас нет фиксированной стоимости, от которой мы могли бы с вами посчитать. Но мы можем исходить из логики. Если поступает обращение к нам от потребителя, мы можем запросить у предпринимателя накладные, и тут не действует мораторий на проверки. По обращению граждан в Департамент защиты прав потребителей специалисты выходят и налагают административные взыскания, в том числе. У нас предусмотрена за нарушение административная ответственность. То есть где-то предупреждение, а где-то и штраф, - уточнила председатель Союза защиты прав потребителей Костанайской области Ольга Березуцкая.

В "Меркурии" социальные товары сопровождаются синим ценником с пометкой "социальный товар". Ольга Березуцкая, осмотрев витрины, заметила, что в основном эта продукция расположена на нижних полках, и те же пенсионеры не сразу ее увидят. Замечание было учтено.

- Часто в нашей практике встречаются конфликты, когда на витрине покупатель выбирает товар по одной цене, а на кассе его пробивают уже по другой цене. Закон о защите прав потребителей говорит о том, что цена на витрине должна соответствовать цене на кассе. Наш совет: в таких случаях идите навстречу покупателю, не нужно конфликтов, тем более это нарушение влечет штраф до 30 МРП. Мы все люди, можем иногда что-то упустить, но закон нужно соблюдать, - обратилась Ольга Березуцкая к представителям администрации супермаркета "Меркурий".

На что еще следует обращать внимание предпринимателям и потребителям?

Березуцкая напомнила, что на входе в магазин, в супермаркет обязательно должна быть размещена информация о том, куда потребитель может обратиться, если его права были нарушены.

- Во-первых, там должна быть указана информация о Департаменте торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Костанайской области, который у нас находится в городе Костанай, по адресу Майлина, 2/2. Также должна в обязательном порядке публиковаться информация об организациях, которые занимаются защитой прав потребителей. У нас по Костанайской области именно наша организация, Союз защиты прав потребителей, работает по этому направлению. Поэтому информация о нас в обязательном порядке должна быть указана. Зачастую потребитель оказывается наедине с проблемой. Чаще просто махнет рукой, лишь бы не связываться. Возьмем, к примеру, ту же разницу цены на витрине и на кассе, она может быть 100-200 тенге, и не каждый потребитель будет дальше продолжать "сражаться" с магазином. А так он сможет позвонить, спросить, как ему поступить в этой ситуации, как ему себя вести. Ему тут же будет дана правовая консультация, и не будут нарушены его потребительские права.

Журналисты спросили председателя Союза защиты прав потребителей Костанайской области, как часто потребители в споре с предпринимателем доходят до суда или хотя бы до стадии судебного урегулирования.

- Мы сейчас говорим о том, что касается продуктов питания. Понятно, что тут суммы не очень большие, и в нашей практике были в основном мировые соглашения. Изначально, да, потребитель вынужден вступить с предпринимателем в достаточно неприятный диалог, на первом этапе его, как правило, отправляют восвояси. Но после обращения именно в нашу организацию, когда мы уже выходим непосредственно с претензией, решается это все именно в досудебном порядке. Что касается иных товаров, услуг, да, там очень много ситуаций, которые доходят до суда. Там и суммы другие, - ответила Ольга Березуцкая.

- Если говорить о продуктах, конкретно какие жалобы, претензии возникают? Разница в цене, просрочка?

- Да, есть жалобы по просрочке. Бывают ситуации такие, когда товар не просроченный, то есть у него по срокам все хорошо, но по факту он испорченным является. Это уже либо неправильная транспортировка, либо неправильное хранение было. Поэтому, когда потребитель приходит домой, у него, естественно, проблема. То есть он открыл товар, он годен по срокам, но он испорчен. У нас были ситуации такие, когда мужчина, допустим, обратился с мясом. Он приобрел в магазине сегодня, а обратился спустя 2-3 дня. С жалобой, что оно испорченное. Естественно, мясу и дня будет достаточно полежать где-то в тепле, чтобы испортиться. Но если мы возьмем печенье или конфеты, у нас бывают ситуации, когда там даже черви были. Они явно завелись не у вас дома за один день, или плесень образовалась не за один день. То есть вам должны продать товар с таким условием, чтобы вы его могли использовать, понимаете. С творогом, у которого срок 3-5 дней, часто замечаю, он лежит либо уже на день просроченный, либо, допустим, вот сегодня он продается, но у него сегодня истекает срок. То есть это уже неправильно. Уже не должны реализовывать такой товар. К тому же мы за день не осилим килограмм творога, это тоже нужно понимать. Все индивидуально, каждый случай мы рассматриваем отдельно, - ответила Ольга Березуцкая.

Информация:

Контакты Союза защиты прав потребителей Костанайской области: г.Рудный, ул.П.Корчагина, 117, 12 кабинет. Телефоны: 7-46-28, 8-747-516-18-20

Контакты Департамента торговли и защиты прав потребителей по Костанайской области: 8-7142-53-60-46, 53-46-80, 8-705-320-31-00

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Captcha Code
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×