ГЛАВНАЯ

Университет без будущего?

Почему высшее образование теряет смысл...

Поступление в университет долгое время считалось гарантией успеха. Родители мечтали видеть ребенка студентом, а государство гордилось растущим числом выпускников. Но за фасадом стабильности ¬- трещины. Рынок труда все меньше ценит диплом, как доказательство компетенции. Молодые специалисты с высшим образованием не находят работы по специальности, а работодатели все чаще выбирают тех, кто умеет, а не тех, кто учился.

pic.alt

Фото: Рынок труда все меньше ценит диплом, как доказательство компетенции

Учебные программы обновляются раз в несколько лет, тогда как отрасли меняются каждые шесть месяцев. Преподаватели вынуждены работать по методичкам, составленным под индустриальную экономику XX века. В результате университет все чаще производит специалистов для прошлого, а не для будущего. Цифровизация, искусственный интеллект, новые форматы работы требуют гибкости, а система образования по-прежнему строится на стандартах и дисциплинах. В ней нет места эксперименту, сомнению, ошибке. Все измеряется часами, отчетами и публикациями, а не реальными знаниями.

Несмотря на очевидный кризис, общество продолжает верить в бумагу с гербовой печатью. Мы оцениваем человека по строке «высшее образование», хотя эта строка все меньше что-то значит. Молодежь чувствует диссонанс и ищет альтернативы - онлайн-курсы, стажировки, наставничество. Особенно больно это видеть в гуманитарной сфере. Университеты выпускают юристов, экономистов, менеджеров, для которых не осталось рабочих мест. И чем больше дипломов на руках, тем меньше доверия к их ценности.

Современный вуз все чаще превращается в «фабрику отчетов». Лекции читаются «для галочки», зачеты превращаются в формальность или вовсе ставят «автомат». Система стимулирует имитацию - от студентов требуют не мышления, а подчинения форме. И эта имитация пронизывает все: от отчетности преподавателя до защиты диплома.

Уже на первом курсе я начал работать журналистом - без диплома, без статуса, но с огромным желанием быть в профессии. Каждое утро начиналось с редакционного задания, днем - пара в университете, а ночью -дедлайн. За пару лет я понял о журналистике больше, чем за все лекции, посвященные «теории СМИ». Мне не нужно было ждать выпуска, чтобы понять, как устроено медиаполе: новости не пишутся по конспектам, источники не приходят по расписанию, а навык «быстро думать и точно формулировать» не дается оценкой «зачтено». Эта практика не обесценила университет, она показала, чего ему не хватает - реальности. Пока в аудитории обсуждали «тенденции развития массмедиа», я на практике видел, как меняются стандарты, аудитория и сама журналистика. И мне все яснее становилось, что система образования не успевает за жизнью.

Если университет не перестроится, он станет памятником самому себе - уважаемым, но мертвым... Мир изменился, и учиться теперь - значит жить в постоянном поиске. Тот, кто поймет это первым, обретет преимущество. Остальные будут по-прежнему ждать диплом, вместо того чтобы строить свое будущее.

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Captcha Code
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×