ГЛАВНАЯ

Расширяющаяся Пустота…

В память о Сергее Белянине

Рудненский художник Сергей Белянин ушел внезапно. Еще накануне вечером мы разговаривали по телефону, а ночью его не стало. Сердце остановилось. Сергею было 54 года…

pic.alt

Рисунок художника Алексея Алексеева

Трудно об этом говорить. Сергей Белянин был для меня не просто художником, нас связывают 19 лет дружбы… Для него не было границ в творчестве. Ему одинаково беспрекословно подчинялись холст, пластик, дерево, металл. Хотя, именно дерево являлось любимым материалом. Человек-космос…

Уже работая в отделе наружной рекламы ТОО «Корпорация «SANA», Белянин не переставал удивлять своей фантазией. Вдруг, ни с того, ни с сего начинает складировать в мастерской различный хлам. На вопросы – зачем, только загадочная улыбка. И вот «хлам» превращается в искусство – панно, часы, необычные идеи для вывесок. Он умел увидеть искусство во всем.

Другом он был не менее фантастичным. Он может выйти в тапочках за хлебом, и вернуться через неделю. Мог позвонить, сказать – выходи. И начиналось… С Сергеем мы исколесили добрую часть области. Сотни километров дорог, синего неба, облаков, и молчания. Нам этого хватало с избытком, чтобы понять друг друга на каком-то едва уловимом, ментальном уровне.

Конечно же, у каждого человека, кто дружил с Сергеем, свой Белянин. Уже после смерти мы собрались на вечер памяти у художницы Натальи Гуровой. Были художники: Сергей Казанцев, Леха Алексеев, Игорь Качаев. Сидели, вспоминали, делились историями. Хочется привести воспоминания художника Игоря Качаева.

«С Серегой Беляниным меня познакомил художник из странного города Макинка – Сергей Фролов. Фролов был знакомым моего друга и однокашника Эдика Блейле. Однажды ко мне в мастерскую в «Универсаме» на техэтаже заглянули Фролов и Белянин – покурить на старом диване. Диван еще хрущевских времен – вот где был настоящий андеграунд. Тогда, в начале 90-х, кто только чем не занимался. Фролов работал в кооперативе, делал пластмассовые светильники. Белянин менял валюту и держал комок в «Универсаме». Но художник рыбака видит издалека. Фролов и Белянин стали художниками в армии, а рыбаками в жизни. Кстати, наглядная агитация в армии – целая настоящая тема для анекдотов.

Так вот, о Беляше. Тогда Белянин мне показался тертым чуваком с башлями. Но он не стал понтоваться, что он художник. Просто заказал мне картину с пейзажем, оплатил заказ, и подарил картину своей маме на день рождения. Так началось знакомство с человеком-перформансом Беляниным. Почему я его так называю?

Он единственный из моего окружения, кто искренне занимался перформансами. Это было его естественное состояние души. Только не говорите, что для нашей глубинки перформансы – нонсенс. Процесс глобализации подвинул центры мира к нам. Фонд Сороса открыл Центр Современного искусства в Алматы в 1998 году. Критики современного искусства констатировали смерть автора еще в середине XX века. Искусство кончилось. В смысле, нарисовали уже все, что можно. Но художники-то остались. Тогда художник был человеком, который пытается объяснить себе и другим, что такое этот миллениум…

Так я это увидел в 1995 году, проведя на дренажной шахте станции Железорудная перформанс, который назвал «Одинокий, испуганный пловец среди бетонных саркофагов». Я тогда тусовался с поэтессами из литературной газеты «Пигмалион» Аллой Гирик и Оксаной Оберемко. Они организовались на грант фонда Сороса – СЦСИ Алматы. Вот вам влияние денег американца на художественную жизнь Рудного.

Сергей Белянин тогда ничего этого не знал. Он просто после эпохи первоначального накопления капитала, когда капитал этот у него закончился, снова начал создавать авангардные скульптуры. Почему модернистская скульптура – спросите вы? Потому что в Рудном был только один скульптор-модернист Серик Ищанов. И Серега Белянин решил доказать, в первую очередь себе, что он «скульптор еще тот». Так о нем написала Танька Зоммер, журналистка «Твоего Шанса», ныне живущая в Москве.

В Рудном есть несколько центров культуры, где представлены традиционные искусства. А вот модернистскую скульптуру можно было выставлять в рудненском музее. Когда в нем была директором Ольга Пигасова, двери музея были открыты для всего нового и необычного. Что и сделал Сергей Белянин. На открытии своей персональной выставки он сделал свой первый перформанс – «Белянин и Пустота»… Мастер Воланд резко взмахнул руками – и черный плащ распахнулся, и пустота заполнила мир. Смысл перформанса был примерно такой.

От нищеты и безысходности, после закрытия газеты «Пигмалион», Алла Гирик покончила с собой. Разрастание пустоты началось. Когда в Рудный приехали участники областного семинара по проблемам искусства Лариса Андрющенко и секретарь СХ РК Камилла Ли – мы с Сергеем Беляниным повезли их на сакральное место – дренажную шахту в Железке. С нами поехали костанайцы Сергей Луговой и Лидия Петровна Масюк – тогда директор выставочного зала. Там мы с Беляшом и делали свои перформансы… Сейчас шахту разобрали на металлолом. Возвращение в пространство…

Лариса Андрющенко, директор выставочного зала и музея имени Кошкина в Алматы – умерла от рака… Пустота… Лидия Масюк, после закрытия выставочного зала в Костанае, в котором я успел провести в 1997 году персоналку, уехала в Челябинск. Пустота… Арт-центр на улице Тарана Галины Борисовны Шнайдер, где мы рудненские художники продалжали тусоваться и делать перформансы «Белянин и ничто» в 2000 году, «Смерть и возрождение провинциального искусства» в 2001 году, закрылся. И вновь пустота… А медленная агония семьи Руслана Цечоева? Это больно. Теперь ушел и человек-гора, человек-перформанс Сергей Белянин. Ему всегда будет 54… Мастер Воланд и расширяющаяся Пустота…».

Что тут скажешь. Сергея больше нет, но его постоянно тянуло в Рудный, к друзьям. Два года назад Белянин вместе с семьей переехал в Петрозаводск, но не проходило и пары дней, чтобы мы не общались. Он очень скучал, рвался приехать. Вот и в этом, последнем телефонном разговоре, он планировал летом побывать в Рудном, готовил для друзей сюрпризы. Мы даже планировали провести его персональную выставку из работ, разошедшихся по частным коллекциям.

Не сложилось. Но выставка будет. Символично, что проводить ее будет Ольга Пигасова. Именно у нее, в городском музее, прошла первая персоналка Белянина, и был осуществлен первый перформанс. Теперь последняя.

К сожалению, здесь не будет тех известных авангардных скульптур Сергея из его «Параноиды» - параноидальной лестницы жизни, не будет известных панно, шестовиков, вращающих землю. Эти работы в большинстве своем разошлись по частным коллекциям далеко за пределы Рудного, в том числе Великобритании, Австрии, Нидерландов.

На выставке будут представлены работы, которые остались от друга в моей личной коллекции, это около полутора десятка работ. Выставка пройдет в кинотеатре «Айгуль», 12 апреля, в 16.00 часов.

Дата выбрана не случайно. День космонавтики по праву можно назвать днем Белянина. Он был человеком-космосом, к тому же родившемся на борту самолета…

2_image2.jpg

3_image.jpg

4_image1.jpg

5_image3.jpg

6_tCUQd0x3g.jpg

Фото: С.Петренко

Поделиться

баннер

Новые сообщения публикуются после модерации

Вы вошли, как гость. Вы не можете оставлять комментарии. Вам необходимо пройти процедуру регистрации или зайти на сайт со своим зарегистрированным именем и паролем.

Проверочный код
    Хорошее дело

    Авторизация

    Забыли пароль?

    Регистрация

    Если вы впервые зашли на наш сайт и хотите пройти регистрацию, то перейдите по следующей ссылке:

    Регистрация
    ×
    Хорошее дело

    Подписаться на рассылку

    Подпишитесь на нашу почтовую рассылку, и мы будем регулярно высылать на ваш e-mail самые свежие новости и информацию о нашей газете и жизни всего города.

    ×